Должности, степени и звания в вузе. Структура вузов: что такое факультет, деканат, кафедра Ограничения по возрасту

12.01.2024 Интересно

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д.


Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.


К примеру, на стоматологическом факультете есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре и т. д.).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).


Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

В России

Должность восстановлена в 1939 году, до этого были директора. До 1970-х гг. должность ректора, за редким исключением, существовала только в университетах (например, ТРТИ). Руководители остальных вузов (учебных институтов) по-прежнему именовались директорами.

Требования к квалификации ректора

Высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Порядок избрания ректора

Ректор в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).

Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, сроки и процедура проведения выборов ректора определяются учёным советом высшего учебного заведения. Порядок выдвижения кандидатур должен предусматривать возможность самовыдвижения.

После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок, не превышающий 5 лет.

Ограничения по возрасту

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должность ректора замещаются лицами, возраст которых не превышает 65 лет, независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению учёного совета учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет.

Примечания

Литература

  • Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», статья 12
  • «Типовое положение о образовательном учреждении высшего профессионального образования», раздел V

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ректор" в других словарях:

    - (лат., от regere править, направлять). 1) начальник некоторых высших учебных заведений: университ., академий. 2) главный пастор в Англии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКТОР 1) избираемый или… … Словарь иностранных слов русского языка

    РЕКТОР, ректора, муж. (лат. rector управитель) (ист.). Лицо, стоящее во главе управления высшим учебным заведением, а также духовным учебным заведением. Ректор университета. Ректор духовной семинарии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    - (от лат. rector управитель) название руководителя высшего учебного заведении. В соответствии с ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 19 июля 1996 г. непосредственно управляет высшим учебным заведением. Р. государственного… … Юридический словарь

    - (от лат. rector управитель) руководитель высшего учебного заведения, духовной семинарии … Большой Энциклопедический словарь

    РЕКТОР, а, мн. ы, ов, муж. Лицо, стоящее во главе управления университетом и нек рыми другими высшими учебными заведениями. | прил. ректорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., лат. начальник или старший в университете, учебных академиях или в семинариях; ров, что лично его; рский, ко званию его относящийся. Ректорша, жена ректора. Ректорить, быть ректором. Ректорство, сан, звание, должность эта. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

    ректор - ректор, мн. ректоры, род. ректоров и в просторечии ректора, ректоров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Кёрк Ректор доктор права, обладатель ученой степени Гарварда в области бизнеса и управления, ученик и друг Вернона Вульфа. В 1992 году Кёрк Ректор впервые привез холодинамику в Россию и стал основателем и первым президентом Российской Ассоциации… … Википедия

    А; м. [от лат. rector управитель, руководитель] Руководитель университета, духовного или другого высшего учебного заведения. Р. политехнического института. Р. духовной семинарии. ◁ Ректорский, ая, ое. Р. приказ. Р. кабинет. Р. флигель… … Энциклопедический словарь

Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно...

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям :

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Таблица 1

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

1. Аспирант

асп.

8. Научный сотрудник

нс

2. Ассистент

асс.

9. Преподаватель

преп.

3. Ведущий научный сотрудник

внс

10. Профессор

проф.

4. Главный научный сотрудник

гнс

11. Старший преподаватель

ст.преп.

докторант

12. Стажер

стажер

6. Доцент

доц.

13. Старший научный сотрудник

снс

7. Младший научный сотрудник

мнс

14. Студент

студ.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Таблица 2

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Академик-секретарь

акад.-секр.

Аспирант

асп.

Ассистент

асс.

Ведущий научный сотрудник

внс

Ведущий специалист

вед.спец.

Вице-президент

вице-през.

Генеральный директор

ген.дир.

Генеральный конструктор

ген.констр.

Главный научный сотрудник

гнс

Главный редактор

гл.ред.

Главный специалист

гл.спец.

Декан

декан

Директор

дир.

Докторант

докторант

Доцент

доц.

Заведующий кафедрой

зав.каф.

Заведующий станцией

зав.станц.

Зам. академика-секретаря

зам.акад.-секр.

Зам. генерального директора

зам.ген.дир.

Зам. главного редактора

зам.гл.ред.

Зам. декана

зам.дек.

Зам. директора

зам.дир.

Зам. председателя

зам.пред.

Зам. руководителя

зам.рук.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

зам.рук.гр.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

зам.рук.лаб.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

зам.рук.отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

зам.рук.отд.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

зам.рук.сект.

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

зам.рук.центра

Консультант

конс.

Лаборант

лаб.

Младший научный сотрудник

мнс

Научный консультант

науч.конс.

Научный сотрудник

нс

Начальник управления

нач.упр.

Начальник экспедиции

нач.экспед.

Председатель.

пред.

Президент

през.

Преподаватель

преп.

Проректор

проректор

Профессор

проф.

Редактор

ред.

Ректор

ректор

Руководитель (заведующий, начальник) группы

рук.гр.

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

рук.лаб.

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

рук.отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

рук.отд.

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

рук.сект.

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

рук.центра

Советник

советник

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

спец.

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

ст.спец.

Старший лаборант

ст.лаб.

Старший преподаватель

ст.преп.

Старший техник

ст.техн.

Стажер

стажер

Старший научный сотрудник

снс

Студент

студ.

Техник

техн.

Ученый секpетаpь

уч.секp.

Другие должности

др.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность - тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени :

1. Кандидат наук - первична. Например, кандидат медицинских наук - канд.мед.наук - к.м.н.

2. Доктор наук - более высокая . Наприме, доктор биологический наук - докт.биол.наук - д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием "диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук" или "диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук". Кроме того, эту диссертацию ещё требуется "защитить" в специально отведённом месте - Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации - это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр - по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с "незаконченным высшим", но защитивший свою дипломную работу, за что и получает "степень" бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр - в недавнем прошлом - это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР ("выпускная квалификационная работа") и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться "магистром". И будет эта работа называться "магистерская диссертация", подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень - это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

"Доктор философии" или "пи-эйч-ди" (PhD) - популярная зарубежом степень, по научному весу - это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня - нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил...

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за "профессиональную", а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая "почётная степень" доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений - за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней . Так, различают звания по специальности и по кафедре . Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания - и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания - и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания , которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания , подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность . Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность , не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание .

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами . Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор» , не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью . Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания .

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания - аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК , точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения...

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне , на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН) , в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии , такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных , общественных академий , а в них « общественных » академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих « академиях » государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос - как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии .

Похожие « общественные академии » довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков », имеющих красивые «фантики », с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус...

Любому студенту известна непререкаемая истина: на время учебы в вузе в его жизни есть только один царь и бог - это ректор. При этом, если за все время обучения не представится случая лично познакомиться с руководителем своей альма-матер, его дух настолько материализован во всех сферах студенческого бытия, что знакомство вполне можно считать состоявшимся.

Однако время ректорской монархии в вузах, похоже, закончилось.

Управлять отечественными высшими образовательными учреждениями отныне будут ректоры и президенты. Владимир Путин утвердил поправки к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», завершив тем самым эпоху единовластия в высшей школе. Как сказано в справке к законодательному документу, «совмещение в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должностей ректора и президента не допускается».

Согласно нововведению, теперь ректор должен возглавить менеджмент вуза. Другими словами, это управленец-администратор, который будет выполнять функции финансового и хозяйственного координатора, заботящегося о материальном благополучии учебного заведения.

Президент же сосредоточивает свои силы на руководстве учебным и научным процессом и выполняет представительские функции, возглавляя ученый совет и занимаясь научно-исследовательскими проектами вуза. Из документа следует, что на должность президента может претендовать человек, «как правило, имеющий опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения». Иначе говоря, заслуженный, хотя и дееспособный, ректор-пенсионер. Госчиновники Министерства образования и науки считают, что такой подход в решении вопроса вполне гуманный, поскольку в этом случае идейный вдохновитель научного процесса, основываясь на своем богатом опыте, будет продолжать служить на благо процветания вуза. При этом реальная власть будет сосредоточена в руках действующего ректора.

В архив отправлен и устоявшийся за последние годы демократический принцип выбора ректора, кандидатуру которого голосованием определяла конференция вуза, а уже затем утверждали госчиновники. Фактически теперь кандидата на высокую должность будут назначать государственные органы в зависимости от подчинения университета или академии.

Тот, кто метит на должность ректора, должен предварительно пройти профессиональную аттестацию. В соответствии с законом его кандидатура будет предложена на согласование ученому совету вуза и после этого подлежит утверждению министерством.

Естественно, что внесенные поправки меняют не только статус главного человека в вузе, но и его полномочия. Еще на стадии обсуждения проекта представители руководства образовательной системы на местах высказывали свое мнение по поводу нововведений, направив свои предложения в Министерство образования и науки РФ. Не со всеми положениями согласился и комитет образования Мурманской области.

Как вы знаете, раньше на должность ректора человек выдвигался инициативной группой или самостоятельно, после чего решение ученого совета по выборам утверждал учредитель. Теперь кандидатуры на должность ректора рассматривает аттестационная комиссия и рекомендует ученому совету принимать на этот пост того или иного претендента. Это существенное изменение, которое мы поддержали. При этом мы рекомендовали предусмотреть согласование кандидатуры ректора с органом исполнительной власти РФ, на территории которого находится высшее учебное заведение, - подчеркнул заместитель областного комитета образования Виктор Штыков.

Что касается второй части поправок - по введению должности президента, я своего мнения не изменил: учреждать в высшем учебном заведении эту должность нецелесообразно, так как это приведет к нарушению принципа единоначалия в управлении вузом, снизит уровень полномочий и ответственности ректора, будет способствовать созданию условий для соперничества «ректорского» и «президентского» центров управления. С введением должности президента появляется "двусмысленность и в отношениях вуза с внешними партнерами.

Сомнения противников нововведения в продуктивности вводимого механизма управления вузами основываются на том, что новые поправки могут стать удобным методом отстранения ректоров от их традиционных обязанностей. Причем и корректность по отношению к ним вроде будет соблюдена, поскольку взамен прежнего поста им будет предложен президентский.

Такие президенты уже появились в Петрозаводском государственном университете, Санкт-Петербургском техническом университете (бывший политехнический институт), так дойдет и до МГУ, - говорит Виктор Штыков. - Это можно только одним объяснить - группа влиятельных людей готовит для себя плацдарм. Есть очень много различных форм использования авторитета этих людей. Например, не пересекаясь с обязанностями ректора, они могут возглавлять общественный совет, который составляет прогноз, проводит экспертизу проектов и других важных документов. То есть обе стороны будут решать практические вопросы, и не дай бог, если вразнобой. То есть ситуация довольно двусмысленная, нарушается вертикаль власти - вот что самое главное.

Обеспокоенность сторонников классического устройства отечественной альма-матер понять можно. По замыслу же российских законотворцев, президенту отечественного вуза вверяют самое дорогое - интеллект, освобождая достойнейшего мудреца от бренных проблем по содержанию вуза. Обсуждая проект документа на совещании союза ректоров, состоявшемся недавно в Москве, многие руководители крупнейших вузов страны были солидарны в том, что в учреждении должности президента есть не только логика, но и крайняя необходимость.

Для ректоров российских вузов существует возрастное ограничение на этом посту - 65 лет. Но, как правило, все это люди с богатейшим опытом, имеющие заслуженный авторитет, причем не только в научной среде, - пояснил участник совещания ректор МГПУ Роман Трипольский. - По достижении этого возраста переводить таких людей, допустим на кафедры, все равно что закапывать мощнейший потенциал вуза в землю. Поэтому в последнее время многие вузы по собственной инициативе стали вводить должность президента, а ректорский состав обновлять людьми более молодого поколения, которые могут гораздо продуктивнее осуществлять руководство. Ведь сейчас деятельность университетов и академий сопряжена с обширной исследовательской деятельностью, работой по грантам и так далее. Все это требует грамотного финансового менеджмента. А поправки, внесенные в закон, как раз отвечают давно назревшей потребности - разграничить полномочия двух руководителей вуза. Поэтому я только приветствую эту инициативу.

Однако при всей авторитарности отечественной системы образования разработчики нового документа сохранили и ее демократические устои. Вводить или не вводить должность президента для уходящего ректора - этот выбор остается за вузом. Если нет необходимости в президенте, то система его руководства остается прежней, так же как и традиционные выборы ректора, так как Федеральный закон «О статусе ректора» остается в силе.

В том, что государство будет участвовать в назначении ректора там, где предполагается наличие президента, по мнению Романа Трипольского, есть еще очень существенный положительный фактор.

Это действительно позволяет застраховаться от прихода в вуз недобросовестных рейдеров, как это произошло в некоторых столичных вузах. Кроме того, ученый совет вуза имеет все полномочия отклонить кандидатуру на пост ректора, рекомендуемую министерством, и предложить свою.

Правда, в переходе к зарубежной модели руководства вузом есть одно «но». В мировой практике президент учебного заведения имеет более весомый статус. Он даже имеет полномочия приостановить решение ректора. Все взаимоотношения с внешними сторонами, в том числе и международными, осуществляет тоже президент, ректор же осуществляет руководство только учебным процессом, участвует в работе попечительского совета и общественных организаций по аналогии с существующим монархом в парламентской республике.

Однако в России решили не отказываться от классических традиций - главным человеком в вузе все же остается ректор.

Р’ЕКТОР, ректора, ·муж. (·лат. rector - управитель) (·ист.). Лицо, стоящее во главе управления высшим учебным заведением, а также духовным учебным заведением. Ректор университета. Ректор духовной семинарии. Толковый словарь Ушакова

  • ректор - см. >> начальник Словарь синонимов Абрамова
  • ректор - 1. ректор, ректоры, ректора, ректоров, ректору, ректорам, ректора, ректоров, ректором, ректорами, ректоре, ректорах 2. ректор, ректора, ректора, ректоров, ректору, ректорам, ректора, ректоров, ректором, ректорами, ректоре, ректорах Грамматический словарь Зализняка
  • ректор - РЕКТОР -а; м. [от лат. rector - управитель, руководитель] Руководитель университета, духовного или другого высшего учебного заведения. Р. политехнического института. Р. духовной семинарии. ◁ Ректорский, -ая, -ое. Р. приказ. Р. кабинет. Р. флигель университета. Толковый словарь Кузнецова
  • Ректор - (лат. rector - управитель, заведующий) - в римской империи со времен Константина Великого так назывался в некоторых провинциях наместник, подчиненный префектам или экзархам. Со времен Возрождения... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Ректор - (от лат. rector - правитель, руководитель) руководитель высшего учебного заведения. В эпоху Возрождения Р. назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Во Франции Р. называется также лицо, возглавляющее учебный округ («академию»). Большая советская энциклопедия
  • ректор - РЕКТОР м. лат. начальник или старший в университете, учебных академиях или в семинариях; ректоров, что лично его; ректорский, ко званию его относящ. Ректорша жена ректора. Ректорить, быть ректором. Ректорство сан, звание, должность эта. Толковый словарь Даля
  • ректор - Заимств. в XVII в. из польск. яз., где rector < лат. rector «правитель», суф. производного от regere «управлять». См. директор. Этимологический словарь Шанского
  • ректор - ре́ктор род. п. -а, впервые в 1643 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 367; укр. ре́ктор. Через польск. rektor из лат. rēсtоr "правитель, управитель": regō, -еrе "управлять". Этимологический словарь Макса Фасмера
  • ректор - Ректора, м. [латин. rector – управитель] (истор.). Лицо, стоящее во главе управления высшим учебным заведением, а также духовным учебным заведением. Ректор университета. Большой словарь иностранных слов
  • ректор - РЕКТОР, а, мн. ы, ов, м. Лицо, стоящее во главе управления университетом и нек-рыми другими высшими учебными заведениями. | прил. ректорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • ректор - сущ., кол-во синонимов: 1 управитель 13 Словарь синонимов русского языка
  • ректор - орф. ректор, -а Орфографический словарь Лопатина