На основе ведомства может быть создано министерство государственной безопасности. Владимир путин завершает формирование своей администрации

08.03.2024 План

До президентских выборов 2018 г. в России планируется создать Министерство госбезопасности (МГБ), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. Новое суперведомство будет создано на основе ФСБ, которому фактически возвращаются функции КГБ СССР. В его состав войдут Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны. При этом ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента и получит под свой контроль спецсвязь и транспортное обслуживание высокопоставленных чиновников. МГБ также будет обеспечивать работу структур собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых ведомствах.

Новое министерство будет не только сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, которые по их материалам возбуждают СКР и МВД, но и осуществлять процессуальный надзор. Занимавшееся этим до сих пор главное управление процессуального контроля СКР сейчас фактически ликвидировано. «Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд», - поясняет информированный источник издания в ФСБ. Также чекисты будут проверять, насколько эффективно следователь использовал служебную информацию.

Следственное управление МГБ получит статус главка и сможет принимать в свое производство наиболее резонансные уголовные дела, которые сейчас по УПК ведут СКР и МВД, а также дела коррупионной направленности. Источники издания утверждают, что новая схема уже обкатывается. Так, уголовное дело в отношении вора в законе Захария Калашова (Шакро молодой) и его соратников, возбудила ФСБ, хотя соответствующая статья 210 УК РФ не относится к ее подследственности.

Следственный комитет России может стать подразделением прокуратуры, откуда был выделен пять лет назад. Ожидается и уход с руководящих позиций создателя СКР Александра Бастрыкина. Ему, по словам собеседника издания, «дали понять, что в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

С 1 января 2017 г. в управление Генпрокуратуры превратится Главная военная прокуратура России. Закон об этом был принят еще в 2014 г. Военные следствие и надзор перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.

В нескольких ведомствах подтверждают обсуждения варианта, при котором МЧС прекратит существование. Его службами, включая войска гражданской обороны, спасательные и чрезвычайные подразделения, частично усилят Минобороны, а Госпожнадзор отойдет в МВД.

Новой Думе предстоит принять и поправить целый ряд законопроектов, запускающих реформу. А государственным финансистам придется найти десятки миллиардов рублей на выплаты компенсаций сотрудникам, которые не захотят служить в новых структурах.

Владимир Путин подписал указы, которыми переназначил аппарат Совбеза и большую часть глав управлений администрации президента (АП). Советником президента стал глава правительства Чечни Абубакар Эдельгериев. Эксперт не исключил, что это назначение может быть следствием изменения модели поведения федерального центра на Северном Кавказе. Также официально объявлено о назначении советником президента на общественных началах зятя Бориса Ельцина Валентина Юмашева. За 18 лет, которые, как утверждается, он занимает эту должность, его функционал так и не был определен.


Подписанные 22 июня Владимиром Путиным семь указов практически завершают процесс формирования новой АП (осталось назначить только полпредов в федеральных округах). Обновление АП оказалось условным: руководство администрации претерпело лишь незначительные изменения. Свои посты сохранили и все фигуры из силового блока АП. Так, переназначение получил секретарь Совбеза Николай Патрушев, который занимает пост с 2008 года, и его ключевые заместители. По словам источника “Ъ” в руководстве одного из федеральных ведомств, некоторое время назад обсуждалась крупная реформа силовых структур, подразумевающая слияние ФСБ, СВР и ФСО в единое ведомство. В такой конфигурации нынешний директор ФСБ Александр Бортников мог перейти на работу в Совбез, а объединенное силовое ведомство должен был возглавить нынешний глава СВР Сергей Нарышкин. Но, по словам собеседника “Ъ”, реформа не нашла понимания у ряда влиятельных чиновников, в числе которых спецпредставитель президента по вопросам экологии и природоохранной деятельности, экс-глава АП Сергей Иванов: «Победили те, кто считал, что работа разведки и контрразведки должны быть разделены».

Сохранили свои посты и начальники практически всех управлений АП. Андрей Ярин продолжит руководить управлением по внутренней политике (УВП), Андрей Чоботов - управлением по вопросам противодействия коррупции. По сведениям “Ъ”, господина Чоботова лоббировал Сергей Иванов, под началом которого он работал долгие годы. Переназначение получил и глава управления по вопросам госслужбы и кадров Антон Федоров. В начале года обсуждался уход господина Федорова из АП, говорили собеседники “Ъ”. Аппаратную поддержку ему мог оказать первый замглавы АП Сергей Кириенко.

Другой соратник господина Кириенко, замглавы УВП Александр Харичев возглавил управление по обеспечению деятельности Госсовета (его курирует господин Кириенко). В УВП господин Харичев отвечал за все выборные региональные кампании, входил в неформальный предвыборный штаб Владимира Путина. Указ президента об оптимизации структуры АП перевел в ведение управления по обеспечению деятельности Госсовета также взаимодействие с экспертными организациями, мониторинг и анализ социальных процессов. Под эти функции, как писал “Ъ” 15 июня , господин Харичев может забрать с собой из УВП референта управления Ольгу Аллилуеву вместе с департаментом информационно-аналитического обеспечения. Госпожа Аллилуева занимается оценкой социально-экономической ситуации в регионах. По сведениям “Ъ”, также она отвечает за расходование средств из резервного фонда президента. Политолог Андрей Колядин говорит, что «роль управления будет возрастать, если версии о создании на базе Госсовета некой новой структуры, которая позволит сохранить влияние Владимира Путина на основные процессы государственного устройства после окончания срока полномочий, окажутся хоть отчасти правдивы». Если же этого не произойдет, то управление будет заниматься тем, чем занималось - организацией заседаний совета, социально-экономическим и политическим мониторингом ситуации в РФ, пояснил эксперт.

Неясной осталось судьба управления по обеспечению конституционных прав граждан. Среди переназначенных глав управлений фамилии его руководителя Дмитрия Жуйкова нет. Господин Жуйков работает в АП с 1997 года, с 2004 - руководит управлением. По сведениям “Ъ”, работу управления курирует глава АП Антон Вайно.

Корпус советников президента пополнил Абубакар Эдельгериев, занимавший до 22 июня должность главы правительства Чечни. Он назначен вместо Александра Бедрицкого и будет курировать вопросы климата. Политолог Ростислав Туровский допускает, что после кадровых перестановок «федеральный центр будет менять модель поведения на Северном Кавказе», а назначение людей из окружения Рамзана Кадырова в Москву - «уступка чеченским элитам», тем более что «все прошлые годы они пытались усилить влияние на Москву». Политолог Аббас Галлямов напоминает, что «Чечня получает деньги из Москвы, и в ситуации уменьшающегося финансового пирога Рамзану Кадырову нужно как можно больше людей, которые будут объяснять московским чиновникам, что чеченскую часть пирога трогать нельзя».

Странно выглядит ситуация с назначением зятя первого президента РФ Бориса Ельцина Валентина Юмашева советником президента на общественных началах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Валентин Юмашев уже 18 лет занимает эту должность и 22 июня был просто переназначен. Почему ранее не публиковались указы о переназначении господина Юмашева и зачем это понадобилось сейчас, господин Песков не объяснил. Сам господин Юмашев сказал ТАСС , что не имеет четко определенного круга вопросов, за которые отвечает в качестве советника: «Если возникают вопросы, по которым востребованы мои опыт и знания, я всегда делаю все, что могу». В 1996 году господин Юмашев работал советником Бориса Ельцина, а с 1997 по 1998 год возглавлял его администрацию. В последнее время его имя фигурировало в основном в связи с акционерными войнами вокруг ГМК «Норильский никель».

Зимой сообщалось , что он может принять участие в очередном конфликте крупнейших акционеров «Норникеля», среди которых «Интеррос» Владимира Потанина (34% акций) и «Русал» Олега Дерипаски (27,8%). Валентин Юмашев участвовал в заключении акционерного соглашения по «Норникелю» в 2012 году - он согласился выступить арбитром, если из числа акционеров выйдет Роман Абрамович.

Софья Самохина, Иван Сафронов, Максим Иванов


Управления администрации президента возглавили:

  • Управление по внутренней политике - Андрей Ярин
  • Управление по научно-образовательной политике - Инна Биленкина
  • Управление по социально-экономическому сотрудничеству с государствами--участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетии - Олег Говорун
  • Канцелярия президента - Александр Голубев
  • Управления протокола президента РФ - Анна Куликова
  • Управление по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи - Андрей Липов
  • Управление по внешней политике - Александр Манжосин
  • Управление по работе с обращениями граждан и организаций - Михаил Михайловский
  • Управление по общественным проектам - Сергей Новиков
  • Управление по государственным наградам - Владимир Осипов
  • Управление информационного и документационного обеспечения - Сергей Осипов
  • Экспертное управление президента - Владимир Симоненко
  • Управление по общественным связям и коммуникациям - Александр Смирнов
  • Управление по вопросам государственной службы и кадров - Антон Федоров
  • Управление по обеспечению деятельности Государственного совета РФ - Александр Харичев
  • Управление пресс-службы и информации - Андрей Цыбулин
  • Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами - Владимир Чернов
  • Управление по вопросам противодействия коррупции - Андрей Чоботов

Возможны ли анонсированные СМИ кардинальные реформы силовых структур России?

Настоящей информационной бомбой стала новость о готовящейся реформе силовых ведомств, которая предполагает воссоздание суперведомства в лице нового «министерства госбезопасности России». Сообщается, что в МГБ помимо ФСБ может войти ФСО и СВР. Также якобы рассматривается возможность возвращения СКР в состав Генпрокуратуры и раздела функций МЧС между минобороны и МВД. Своими размышлениями о возможной реформе в статье, написанной специально для «Реального времени», делится генерал-майор ФСБ Александр Михайлов .

Для решения такой колоссальной задачи нужны очень большие деньги!

Утро началось отнюдь не с результатов выборов, а с вброса «Коммерсантом» информации о реформах у силовиков. Конечно, можно с порога отмести эту информацию, которая гуляет аж с момента создания МЧС, ФСО [Федеральная служба охраны, - прим. ред. ] и СВР [Служба внешней разведки, - прим. ред. ]… Просто сказать - бред.

Но было бы правильно, если все-таки попытаться в этом разобраться. Во-первых, такие масштабные изменения готовятся при активном участии минфина, которое и часто (!) является генератором сокращения расходов. Но оттуда утечки нет. Все ссылки на силовиков. В это верится с трудом, потому что у президента реальных утечек не бывало. И все слияния и «разлияния» бывают неожиданными и, самое главное, точными по исполнению. Впрочем, чем черт не шутит…

Но разберем по полочкам. Зачем сливать СВР и ФСБ? Их не для этого расчленяли. И иметь два источника информации (независимых) лучше, чем один. К тому же в этом делении была очень важная санитарная норма - обеспечение их внутренней безопасности. Выявление кротов… в том числе. Сомнительно!

Во-вторых - зачем передавать МЧС в министерство обороны? Да, были войска гражданской обороны. Но они были сиротами при живых родителях. В минобороны они были чужеродны. Шойгу получил от войск гражданской обороны четыре вертолета, которые не летали. МЧС - гражданское, по сути, ведомство, которое решает задачи и в России, и за границей. А вот как МО РФ будет ликвидировать последствия трагедий за рубежом?! Это же войска!

«Войска гражданской обороны были сиротами при живых родителях. В минобороны они были чужеродны.» Фото baltinfo.ru

Можно теоретически допустить передачу ФСО федеральной службе безопасности. Тут много общего. И ФСБ также принимает участие в охране высших должностных лиц. Само ФСО не так многочисленно, как кажется на первый взгляд. И поглощение меньшего большим возможно. Тем более 9-е Управление КГБ вполне эффективно существовало внутри спецслужб.

И последнее. Я начал с минфина. Для решения такой колоссальной задачи нужны очень большие деньги! Компенсации, выплаты сразу по многим ведомствам. А они есть?.. Хотя сегодня возможно все!

Со временем КГБ превратился в сильнейшую спецслужбу мира

Для понимания темы необходимо отметить, что все, что связано с системой государственной безопасности, всегда подвергалось реформам и реконструкциям в связи с изменением политической и оперативной обстановки. Наверное, самым радикальным было создание Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. Органы безопасности были вычленены из МГБ и стали самостоятельной структурой.

Со временем КГБ превратился в сильнейшую спецслужбу мира. Он состоял из нескольких ключевых направлений - разведка, контрразведка, военная контрразведка, политическая контрразведка, экономическая… А также включал ряд обслуживающих и технических подразделений. После событий 1991 года КГБ был разбит на несколько самостоятельных ведомств. Службу внешней разведки, министерство безопасности, Федеральную службу охраны, пограничную службу, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Очередная реформа вернула погранвойска в ФСБ. ФАПСИ было ликвидировано, а его функции перешли частично к ФСБ, СВР и ФСО.

«Со временем КГБ превратился в сильнейшую спецслужбу мира. Он состоял из нескольких ключевых направлений – разведка, контрразведка, военная контрразведка, политическая контрразведка, экономическая…» Фото eurasian-defence.ru

Последние годы, по мнению экспертов, разобщенность правоохранительных органов и спецслужб в РФ, помимо внутренних конфликтов, приводила к дублированию функций и требовала значительных финансовых затрат. А еще - притока новых специалистов. И не всегда можно было наполнить структуры исключительно профессиональными кадрами.

В апреле этого года указом президента были ликвидированы Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Их функции перешли в МВД. Президент последовательно ведет оптимизацию подобных структур. И вопрос не только в финансовых проблемах, но и системе управляемости их. Создание вертикали. К утечкам подобного рода можно относиться с недоверием. Но многое из написанного в «Коммерсанте» заставляет задуматься, хотя утечки из аппарата президента сегодня бывают редки.

Александр Михайлов

Справка

До президентских выборов 2018 года в России на базе ФСБ предполагается создать министерство государственной безопасности (МГБ). В ведомство войдут Федеральная служба охраны (ФСО) и Служба внешней разведки (СВР).

В настоящее время, по данным «Коммерсанта », готовится масштабная реформа силовых структур, в соответствии с которой сотрудники МГБ будут вести процессуальный надзор за делами, возбужденными МВД по их материалам. Новому ведомству поручат обеспечение собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Изменения коснутся и Следственного комитета России, который предполагается вернуть под надзор Генпрокуратуры, из которого он был исключен в 2011 году. Кроме того, функции МЧС могут разделить между минобороны и МВД. В частности, «пожарная» часть может перейти в МВД, а спасательные и чрезвычайные подразделения - в минобороны.

Предполагается, что реформа приведет к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами и искоренению в них коррупции.

Напомним, ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился ликвидировать аппараты Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы до конца 2016 года.

Эксперты «БИЗНЕС Online» о КГБ 2.0, отказе выполнять требования ЦРУ и незавидной судьбе ведомств, потерявших своих суперлоббистов

Утечка о том, что под крылом ФСБ возрождается министерство госбезопасности, сегодня едва не затмила подведение итогов выборов. Еще бы: теперь идущие в последнее время войны силовых кланов вполне можно рассматривать как артподготовку к перезагрузке всей системы с ликвидацией СКР и МЧС, а также ФСО в нынешнем виде. Эксперты «БИЗНЕС Online» рассуждают о том, насколько правдивы слухи и не грозит ли суперведомству в случае его создания суперкоррупция.

Путину понадобились 3 президентских срока и почти 16 лет работы в Кремле, прежде чем преобразование ФСБ в аналог КГБ стало обсуждаться как очередной замысел отечественной элиты - правда, пока по-прежнему тайный

«БУДЕТ ВАМ В 2017 ГОДУ МГБ ВО ГЛАВЕ С БЕРИЕЙ»

Утечка о возможном создании в России министерства государственной безопасности (МГБ) появилась с легкой руки «Коммерсанта». В то время как все СМИ дружно отписывались о результатах выборов, издание, имеющее репутацию «буревестника» тайных замыслов российской элиты, сообщило, что в РФ готовится масштабная реформа силовых и правоохранительных ведомств . А именно: МГБ , по информации «Ъ», предполагается создать до президентских выборов 2018 года на основе ФСБ, присоединив к нему ФСО и СВР . Следственный комитет при этом должен быть возвращен в надзирающую за ним генпрокуратуру, а функции МЧС разделены между минобороны и МВД. Журналисты «Коммерсанта», демонстрируя свою компетентность, предрекли, что новое министерство получит возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела, а также контролировать те расследования, в основу которых легли материалы данной спецслужбы. Цель реформы - более эффективное управление силовыми и правоохранительными структурами и искоренение коррупции в этих ведомствах.

На многократно процитированную и расхватанную соцсетями горячую новость вынужден был отреагировать даже путинский пресс-секретарь . В ответ на просьбу журналистов прокомментировать саму возможность такой реформы Песков отреагировал лаконично-комично: «Нет, не могу». Таким образом, ни подтверждать, ни опровергать сообщение «Коммерсанта» представитель Кремля не стал.

Когда грядет реформа спецслужб или же возникают первые робкие слухи о том, что такая возможность «рассматривается», на горизонте появляется множество «прорицателей» с пророчествами о «новом 1937». Вот и сейчас такие «пророки» наперебой заговорили через отечественные соцсети. «Вернули МГБ - вернем и ГУЛАГ», - пишет в «Твиттере» пользователь Блезерскайт Текумсе . И ему вторят коллеги вроде Госдепа Хохланда : «Будет вам МГБ в 2017 году во главе с Берией». Многие отмечают, что новость о перезагрузке спецслужб появилась на фоне уверенной победы «Единой России», получившей в будущей седьмой Госдуме конституционное большинство . Тем самым постепенно вырисовывается зловещий узор: власть, окончательно зачистив политическое поле, вспомнила о своей «монополии на насилие» и намекнула на желание создать для этого подходящее орудие - МГБ, воскрешающее в памяти другие зловещие аббревиатуры: ОГПУ, НКВД, КГБ и пр.

Между тем о необходимости создать такую могущественную структуру, как министерство государственной безопасности, в России говорили давно - практически с тех пор, как комитет государственной безопасности СССР распался осенью 1991 года на три автономные структуры, названия которых уже наверняка выпали из памяти новых поколений: МСБ (межреспубликанскую службу безопасности), ЦСР (центральную службу разведки) и комитет по охране границы. Ликвидация грозного КГБ тогда выглядела как часть того пораженческого «договора», который проигравший в холодной войне, но еще советский Кремль подписал с Западом. Атомизация и дробление госбезопасности на отдельные ведомства ослабляло некогда могущественную спецслужбу, бывшую достойной соперницей ЦРУ, разрушало налаженные связи соподчинения и просто деморализовало чекистов. Автор этих строк помнит, как возвращались в новую «демократическую Россию» рассекреченные по небрежности Михаила Горбачева резиденты из Восточной Европы и оказывались никому не нужными и выброшенными на улицу. Некоторые из «рыцарей меча и щита» прямиком уходили в криминальные группировки, другие пополняли ряды безработных, больницы и кладбища. Никто не знал своего будущего и уже поэтому не думал о будущем страны. МСБ между тем было преобразовано в АФБ (агентство федеральной безопасности) РСФСР, затем просто в МБ (министерство безопасности) РФ, из которого, в свою очередь, вылупилась федеральная служба контрразведки. А уже из нее летом 1995 года родилась нынешняя ФСБ РФ - изрядно кастрированный вариант КГБ. В автономный режим при этом были переведены СВР (служба внешней разведки), ФСО (федеральная служба охраны), пограничные войска и т. п.


В ответ на просьбу журналистов прокомментировать саму возможность реформы ФСБ Дмитрий Песков ни подтверждать, ни опровергать не стал

Собрать разбросанный реформаторами 1990-х конструктор призывали изначально, но возможностей к этому, по всей видимости, не было. Даже нынешний российский президент Владимир Путин , возглавлявший ФСБ чуть больше года в период с июля 1998 года по август 1999-го, ни разу не заикался о возможности такой реформы. Понадобились 3 президентских срока и почти 16 лет работы в Кремле, прежде чем преобразование ФСБ в аналог КГБ стало обсуждаться как очередной замысел отечественной элиты - правда, пока по-прежнему тайный.

РЕЗОНАНСНЫЕ ДЕЛА ПРОТИВ ЭЛИТЫ: ТЕПЕРЬ НИКТО НЕ МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НЕПРИКОСНОВЕННЫМ?

Аббревиатура МГБ не нова, историки СССР хорошо помнят министерство государственной безопасности Виктора Абакумова , созданное сразу после войны и предназначенное для точечной чистки в отношении ряда тогдашних советских элит. Воевали с «пятой колонной» - теми, кто в годы войны помогал Третьему рейху или же становился под его знамена, выявляли коррупционеров, чрезвычайно обогатившихся военными трофеями и пр. Все это в новом контексте может оказаться востребовано и сейчас, тем более что некоторые консервативные политики не без основания сравнивают период 90-х годов с иностранной оккупацией.

Одно МГБ на современной политической карте уже есть - в ЛНР, Луганской народной республике . Здесь, где обкатываются многие технологии, которые потом могут пригодиться в большом «русском мире», министерство госбезопасности имеет еще более широкие полномочия , чем в варианте, озвученном «Коммерсантом», в частности, в состав ведомства входят и милиция, и пограничники . Необходимость объединить все под одной крышей в ЛНР понятна: республика маленькая и непризнанная. В России же перезагрузка силовых структур, как показывает опыт, может быть связана как с объективной необходимостью (собрать конструктор), так и с личностным фактором. Дело в том, что многие крупные ведомства силовиков в РФ выстраивались вокруг яркой личности - не только в далеком прошлом, когда Бенкендорф создавал Третье отделение, а Дзержинский - ЧК, но и сравнительно недавно. Таким образом МЧС было завязано на личность Сергея Шойгу , СКР - на личность Александра Бастрыкина , ФСКН - на личность Виктора Черкесова . Какое-то время неприкаянным мыкался Виктор Золотов , бывший начальник службы безопасности президента, но и в этом случае «хороший парень» не остался без места - создается впечатление, что Нацгвардия была создана специально под него. Но как только «яркая личность» из окружения президента переходила на новую должность или впадала в опалу, распиаренное ведомство постепенно распадалось, точнее, переходило под иную юрисдикцию, укрупнялось, как это и произошло в случае с ФСКН. Видимо, слухи о скорой отставке Бастрыкина, которые больше не кажутся такими невероятными на фоне сообщений о создании МГБ, из той же оперы. Новое министерство сосредоточит под собой весь практически калейдоскоп периода спецслужбистской раздробленности (как уже было упомянуто, это СВР и большинство подразделений федеральной службы охраны). От нынешней ФСО, если верить слухам, останется лишь обрубок в виде службы безопасности президента РФ, учрежденной тогда Александром Коржаковым . Ей будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Нацеленность же будущего МГБ на «резонансные дела», анонсированная СМИ, поневоле вызывает в памяти действительно громкие процессы полковника МВД Дмитрия Захарченко , расследование уголовного дела вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодого), арест экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера , взятие с поличным главы Кировской области Никиты Белых и многое другое. То, что воспринималось исключительно как отражение борьбы правящих кланов, на самом деле может оказаться обкаткой механизма борьбы с коррупцией, которой когда-то истово занималось абакумовское МГБ. Эксперты отмечают, что сам факт возбуждения дела в отношении «короля воров» Шакро Молодого стал возможен благодаря тому, что инициатором выступила ФСБ, а не СКР. Характерно, что именно следователи следкома, подчиненного Бастрыкину, поспешили уволиться, как только узнали, что Калашов оказался под прицелом спецслужб. Напомним, что рапорты об увольнении написали тогда руководитель следственного управления Алексей Крамаренко , его заместитель Александр Хурцилава и следователь по особо важным делам Андрей Бычков . Ряд высокопоставленных сотрудников СКР проходит по делу в качестве подозреваемых.

Все это, видимо, говорит о том, что «круговая порука», работавшая едва ли не как государственный механизм с 1990-х годов, где-то дала трещину. Когда-то Михаил Ходорковский стал героем на Западе именно благодаря тому, что в «одно лицо» отвечал за все грехи российской олигархии. Теперь уголовные дела против представителей элиты возбуждаются едва ли не каждую неделю, и совершенно непонятно, кто следующим поменяет просторный начальственный кабинет на тесную камеру в СИЗО. Даже вовремя эмигрировать удается далеко не всем: последний, у кого это получилось, - бывший глава «Вымпелкома» Михаил Слободин , чей заочный арест поставил под сомнение позиции до сих пор неприкосновенного и со всех сторон лояльного олигарха Виктора Вексельберга .


Павел Чиков: «Вовсе не факт, что будет именно МГБ и именно в таком виде, но я думаю, что системные изменения будут серьезные» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ УЖЕ УВИДЕЛИ, ЧТО ФСБ ПОКАЗАЛА СВОИ ЗУБЫ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», ставят под сомнение благие цели создателей МГБ. «Эти изменения происходят не из-за коррупционных скандалов, у реформы нет целей борьбы с коррупцией, - полагает руководитель международной правозащитной группы „Агора“ . - Это фиксация передела власти в стане силовиков, смена приоритетов, игроков. Будет все жестче и откровеннее». Впрочем, Чиков ставит под сомнение и саму возможность формирования карательного министерства. «Вовсе не факт, что будет именно МГБ и именно в таком виде, но я думаю, что системные изменения будут серьезные», - добавил собеседник издания.

Отметим, ранее в эфире телеканала «Дождь» Чиков заявил , что упразднение ФСКН, ФМС и создание Росгвардии - это лишь первый шаг в больших структурных изменениях. «Можно ожидать упразднения СКР и перевода следствия обратно в прокуратуру либо в иное ведомство, то есть то самое русское ФБР, но не на базе СКР, как хотел Бастрыкин, а на базе ФСБ. Если посмотреть, кто из силовиков не опорочен сейчас: только ФСБ и новая Росгвардия. Как раз условия для формирования на их базе новой суперструктуры. А все эти скандалы - не что иное, как артподготовка перед предстоящими тектоническими сдвигами», - заявил Чиков.

Председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр» полагает, что все обсуждаемые преобразования - это лишь реконструкция фасада и смена вывесок, в действительности же КГБ, «разобранное» на три разные структуры, продолжал жить единым организмом. «Вопросы внутренней и внешней безопасности, а также внешней разведки не могут существовать в отрыве друг от друга, поэтому мы [в 90-х] только формально разрушили эту технологическую цепочку, но по факту она всегда существовала, существует и будет существовать, - заметил собеседник „БИЗНЕС Online“. - Эти три области нашей госбезопасности всегда были интегрированы одна в другую и взаимодействовали, а их раздел был „фасадным“ решением. Внегласное лидерство всегда было за ФСБ, а теперь, когда отпала необходимость внешнеполитического имиджа, демонстрации России как либеральной страны, все возвращается на круги своя».


Ильдус Янышев полагает, что все обсуждаемые преобразования - это лишь реконструкция фасада и смена вывесок, в действительности же КГБ, «разобранное» на три разные структуры, продолжало жить единым организмом. Фото: «БИЗНЕС Online»

Создание МГБ в период обострения внешнеэкономических и внешнеполитических противоречий России с Западом Янышев называет естественным решением, которое сократит управленческие расходы, а также повысит качество координации подразделений и сроки принятия решений.

«Для законопослушных граждан создание этой структуры никакой угрозы не несет, только для врагов России, для экстремистски настроенных категорий граждан , для преступников всех мастей , - говорит Янышев. - Мы уже увидели, что ФСБ показала свои зубы, когда выявила ряд громких коррупционеров в системе МВД и губернаторском корпусе. В условиях нарастающих внешнеэкономических и политических рисков создание такого министерства будет оправдано».

Вместе с тем для внутренне суперсилового ведомства возникают риски суперкоррупции. Собеседник издания полагает, что серьезным антикоррупционным сигналом для элит будет не смена названия ведомства, а «изменение характера и содержания структуры, а также эффективность деятельности органов, но для этого требуется кардинальная перестройка всей системы».

«Я думаю, реформа правоохранительной системы продолжится, у нас еще много узких мест, а выявление ярких коррупционных моментов - это сигнал к ее продолжению, - заключил Янышев. - Одним только созданием МГБ проблемы с коррупцией решены не будут, нам еще пахать и пахать».

«ЗАВЕРШАЮЩИМ ШАГОМ РЕФОРМ БУДЕТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АРМИИ»

Александр Колпакиди - историк спецслужб, писатель:

Я совершенно уверен, что это непроверенные слухи, запущенные, очевидно, в связи с выборами. Коренное отличие МГБ от КГБ в том, что его поддерживал народ. В нем были выходцы из народа, все знали, что там нет ни воров, ни жуликов. Если даже эта реформа произойдет, не думаю, что что-то реально изменится. Так, во время холодной войны пытались создать комитет информации, туда вошло ГРУ. Но в итоге распустили, кончилось ничем. Да, НКВД имел огромные полномочия в экономике. Но тогда это имело смысл, НКВД был приводным элементом модернизации. Так и стало возможно сталинское экономическое чудо 30-х годов. Если бы сейчас была программа реформ, тогда бы можно было создавать такой орган, как МГБ. А сейчас это выглядит как страх перед внутренней угрозой. В качестве примера: внутренние войска у нас самые большие в истории России. Таких масштабов они достигали в 1945 году. Уже по окончании войны, в августе 45 года, они были меньше, чем у нас сейчас.

Если МГБ и создадут, то с расчетом на то, что экономика будет и дальше проседать, уровень за чертой бедности вырастет до 50 процентов, бюджетники пойдут по миру. Для борьбы с коррупцией это смысла не имеет. Думаю, наша власть не допустит таких экономических развалов в будущем, иначе МГБ станет внутренней угрозой.

Эмиль Гатауллин - юрист:

Я не очень верю в эти переименования, это больше напоминает реформу МВД, когда милицию в полицию переименовывали. Серьезного значения я бы этому не придавал, от перемены мест слагаемых мало что изменится. Чтобы бороться с коррупцией, надо начинать с демократизации. Выборы прошли, но что это за выборы? Тех лиц, кого я бы хотел видеть там, я не видел и не увижу. Что касается борьбы с коррупцией, все равно самый верхний эшелон власти это не затронет, у нас там есть люди, которые неприкасаемы, их это всерьез не затронет. А остальных смогут заставить маршировать в строю.

Высшие эшелоны [затронет] это, если Путин уйдет и будет какая-то структура заниматься проверкой его деятельности. И хочется верить, что с его преждевременным уходом через демократические процедуры, такие как выбор другого лидера, проверят его действия на предмет соответствия закону и тому, отвечает это российским интересам или нет. Вот это было бы интересно, а остальное - просто мышиная возня.

Причины в том, что денег стало мало, они издержки сокращают и монополизируют все то, что может приносить деньги. А следствие, надзор за правоохранением - все это может деньги приносить. Они же много над чем надзирают - за банковской деятельностью, предпринимательской деятельностью и т. д. В главе борьбы стоит монополизация и расстановка своих на оставшиеся места.

Мне кажется, завершающим шагом реформ будет преобразование армии. Шойгу там как свой человек уже стоит, но какой-то более масштабной реформы мы так и не увидели. Может быть, армию не трогают, поскольку сейчас время такое горячее, все-таки Россия войну ведет в Сирии, неизвестно, чем это может завершиться.

Алексей Кондауров - генерал-майор КГБ в отставке, бывший депутат Госдумы:

Министерство госбезопасности будет заниматься тем же, что и ФСБ, но получит расширенные функции. Новые функции будут добавлены в СВР. Часть будет передана в ФСО. Судя по всему, она займется собственной безопасностью. Вообще, министерство создается для лучшей координации деятельности. Авторы проекта считают, что при таких изменениях эффективность повысится. МГБ будет напоминать КГБ по своему внутреннему наполнению и задачам , только правительственная связь останется в ФСО, но это не столь важно. Конечно, предстоят замены руководителей в правоохранительных органах. Бастрыкин еще на месте, Колокольцев тоже.


Рафил Нугуманов: «Укрепление ФСБ - укрепление России, это мое мнение» Фото: «БИЗНЕС Online»

Депутат Госсовета РТ пятого созыва:

Я думаю, министерство госбезопасности будет мощной организацией. Тем более она [госбезопасность] была одной из лучших в мире, когда именовалась КГБ. Назвать можно как угодно, но во всем мире эти службы есть - по четыре-пять организаций. Но при едином руководстве они будут работать лучше. Это ведомство находится на службе у народа и будет направлено на устранение как внешних, так и внутренних угроз. Если министерство возглавит не политик, а профессионал, то дело пойдет. Укрепление ФСБ - укрепление России, это мое мнение.

Александр Духанин - начальник отделения следственного управления КГБ СССР, историк спецслужб:

Структура министерства госбезопасности приближается к бывшей структуре КГБ. Он имел в своем составе первое главное управление, которое стало службой внешней разведки, а также ФСО. Это бывшее девятое управление, которое при Ельцине стало службой безопасности президента, а затем трансформировалось в федеральную службу охраны. КГБ до развала отличался огромной мощью в плане обеспечения безопасности государства, со своим бюджетом противостоял угрозам. Теперь придется создавать новую профессиональную кадровую школу, поскольку при Ельцине все были разогнаны. Тогда требование ЦРУ США было покорно исполнено президентом и его ставленниками. Создание МГБ - шаг к устранению прошлых ошибок, к росту могущества страны и безопасности ее граждан.

https://www.сайт/2017-01-30/istochnik_uzhe_v_etom_godu_sk_mogut_obedinit_s_mvd_a_fsb_s_fso

Силовики готовятся к слияниям и поглощениям

Источник: уже в этом году СК могут объединить с МВД, а ФСБ с ФСО

В России в 2017 году могут быть приняты решения об укрупнении ряда силовых структур..

В Следственном комитете накопилось множество проблем, как аппаратных, так и иного плана, говорит собеседник сайт. Главным поводом для слияния МВД и СК может стать дело «вора в законе» Шакро Молодого. После его задержания выяснилось, что часть руководства CК активно сотрудничала с руководителями криминальных кругов.

Есть и проблема организационного характера. У Следственного комитета нет статуса военизированной структуры и своего оперативного сопровождения, поэтому на любом обыске их сопровождают МВД, ФСБ или спецназ ФСИН. Слияние с МВД решит эту трудность.

Третья проблема — ослабление МВД после создания Росгвардии. Присоединение СК к МВД могло бы восстановить баланс ведомств.

Если такая структура будет создана, она станет слишком громоздкой и возникнет вопрос о передаче следствия по особо важным делам ФСБ, считает один из них. А это уже большая реформа, на разработку и осуществление которой уйдет несколько лет.

Стоит напомнить, что планы реформы Следственного комитета периодически возникают на протяжении последних лет. В 2014 году газета «Известия» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщала, что следственные органы могут быть объединены указом президента и новая структура начнет работать с 2017 года, а 2015-2016 годы станут переходным периодом. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду... Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо», — сказал тогда Бастрыкин журналистам.

Информация об объединении ФСБ и ФСО уже появлялась осенью 2016 года. Тогда «Коммерсантъ» сообщал, что может появиться новое ведомство, по функциям близкое к советскому КГБ. К двум спецслужбам также могли присоединить СВР..

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что создание суперведомств будет нелогичным шагом, учитывая, что ранее президент Владимир Путин шел по противоположному пути, выделяя отдельные ведомства из больших структур.

«Поворот процесса вспять будет выглядеть нелогично. При этом Следственный комитет потерял сейчас некую элитность и объединение может еще больше снизить его статусность. Не вижу ни практических, ни элитных резонов для такого объединения. Путин на протяжении всех лет своего нахождения у власти последовательно выстраивал систему сдержек и противовесов, а такой шаг ее разрушит», — считает Минченко.