Первый пункт минских соглашений

23.01.2024 Идеи

Минские соглашения не выполняются и нет предпосылок к тому, что они будут реализованы в ближайшем будущем. Потому что в украинском конфликте завязан узел внешне- и внутриполитических проблем ряда влиятельных мировых держав. И эти проблемы находятся в зримом противоречии друг к другу

Каждая из сторон настаивает на своей трактовке событий и пунктов Соглашений. Например, Украина обвиняет Россию в «невыполнении Минских соглашений», хотя в документе нет обязательств России. И Россия выступала при подписании Соглашений гарантом на стороне самопровозглашенных ДНР и ЛНР их выполнения.

Зато Украина, у которой есть целый набор обязательств по реализации политической части Соглашений, действует ровно наоборот. То есть вместо их реализации принимает «закон о деоккупации», которым фактически объявляет войну России и делает бессмысленным дальнейшие переговоры в минском и нормандском формате.

Есть и другие игроки. Например, ЕС и США, которые со своей стороны также принимают участие в разрешении конфликта. Но каждый по-своему. И у каждого есть свой интерес и своя правда.

Обстоятельства и обязательства

Ровно три года назад, 12 февраля 2015 года, руководители стран «нормандской четверки» — российский президент Владимир Путин , немецкий канцлер Ангела Меркель , французский президент Франсуа Олланд и президент Украины Петр Порошенко в Минске подписали Соглашения, определяющие шаги по прекращению вооруженного гражданского конфликта на востоке Украины.

При этом необходимо учесть, что ровно в этот момент под Дебальцево на территории Украины армии ДНР и ЛНР взяли в «котел» крупную войсковую группировку Вооруженных сил Украины (ВСУ). Коалиция в Германии: Минск в обмен на санкции

В преддверие военного разгрома с последующим крахом режима Порошенко приехал подписывать Соглашения в Минск. В обмен на остановку всех военных действий с 00 часов 15 февраля, президент Украины обещал:

— предоставить особый статус мятежным территориям Донбасса в Конституции страны;

— объявить амнистию для всех участников конфликта;

— принять закон и провести на Донбассе выборы местных органов власти.

Кроме того, предполагалось, что после остановки боевых действий в зоне конфликта будут:

— отведено с обеих сторон за линию разграничения тяжелое вооружение;

— проведен обмен пленных и заложников по принципу «всех на всех»;

— с территории Донбасса будут удалены все иностранные вооруженные силы;

— после проведения на Донбассе местных выборов Украина установит полный контроль над российско-украинской границей. Парламент Украины объявил России войну

В настоящий момент не выполнен ни один из перечисленных пунктов. В некоторой степени производится обмен военнопленными, волнообразно проходит отвод тяжелого вооружения, работают совместные трехсторонние комиссии, которые вырабатывают меры по преодолению конфликта. Закон об особом статусе Донбасса был принят парламентом, но в действие не вступил, а амнистию президент Порошенко объявил только для тех, кто участвовал в гражданском конфликте со стороны Украины. Социальные пособия гражданам Украины, проживающим на территории мятежного Донбасса, выплачиваются украинским правительством, но и здесь возникает масса проблем и задержек.

Очевидно, что, подписывая Соглашения, Порошенко выторговывал себе время для передислокации войск и спасения своего режима от позорной капитуляции.

Позиция ДНР и ЛНР

На территории Донбасса за три года сформировалась своя структура управления территориями, бизнес, производство, управление коммунальным хозяйством, вооруженные силы и спецслужбы. Все это действует не идеально, но в условиях по сути непрекращающихся военных действий достаточно эффективно.

Желания возвращаться в современную Украину у большинства жителей Донбасса нет, поскольку украинская власть не гарантирует им безопасного и мирного возвращения.

Местные органы власти на Донбассе не вполне легитимны, так как полноценных выборов в мятежных республиках не проводилось. Но эти выборы могут быть проведены (и их проведение планируется по местным законам). Остановка в этом сегменте только за тем, что проведением выборов без принятого закона Киевом Донбасс нарушает Минские соглашения. Но и Киев с принятием соответствующих законов не спешит.

Поэтому вопрос легитимности местных органов власти остается открытым. Хотя система управления действует, коммунальное хозяйство функционирует, налоги собираются.

Позиция Германии, Франции и США

Европейский союз вместе с США, применившие санкции к России за «аннексию Крыма» и «оккупацию Донбасса», на самом деле начинают постепенно разочаровывается в украинских партнерах. Во всяком случае власти Германии и Франции и, прежде всего, их дипломатические ведомства неоднократно заявляли, что ожидают от Украины более активных действий по реализации политической части Соглашений.

Совершенно очевидна и позиция США, которые поначалу дистанцировались от украинского конфликта и даже не принимали участие в переговорах в «нормандском формате». Но сейчас, представитель Госдепа Курт Волкер участвует в специальном формате переговоров по Донбассу с помощником президента России Вячеславом Сурковым . Стороны обсуждают ввод на Донбасс контингента миротворцев ООН, которые будут по российской версии находиться на линии конфликта, а по версии США на всей территории Донбасса, против чего выступает российская сторона. Но в целом, США как будто за мирное разрешение ситуации. Почему Волкер и Сурков не смогут найти взаимопонимание по Донбассу

Между тем у Германии и отчасти у Франции есть позиции, по которым они существенно расходятся в вопросе украинского конфликта с США.

Дело — в газе

Основная экономическая функция Украины в Европе — транзитная. Через украинскую газотранспортную систему (ГТС) в Европу попадает значительный, более 50 процентов, объем российского газа. Конфликт на территории Восточной Украины делает эти поставки проблемными. И уже несколько раз поставки газа приостанавливались из-за внутреннего конфликта на Украине и конфликта между Россией и Украиной. В связи с этим, чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа в Европу, Россия построила обходной газопровод — Северный поток. В настоящее время, вместе с Германией Россия начала строительство «Северного потока-2», после ввода в действие которого необходимость в ГТС Украины фактически отпадет (2019 год). Премьер-министр Польши: «Северный поток-2» угрожает безопасности Центральной Европы

У США, начавших несколько лет назад разработку технологии добычи сланцевого газа, сейчас есть возможность добывать его в промышленных объемах для поставок сжиженного газа в Европу. Однако, он дороже российского природного. Поэтому США, предлагая Европе свой газ, были заинтересованы в конфликте на Донбассе, что делало менее стабильной ситуацию с поставками российского газа в Европу, а сейчас, так же как и Украина, США заинтересованы в прекращении, а лучше всего, запрете со стороны ЕС строительства «Северного потока-2». Потому что в этом случае потребность Европы в сжиженном газе из США резко возрастет.

И это является одной из экономических причин конфликта на Донбассе и продолжение (из-за Донбасса) действия экономических санкций в отношении России. Которые ограничивают возможности России в создании независимой от Украины ГТС.

Позиция России

С политической и гуманитарной точек зрения Россия не может отступить от своих обязательств перед ДНР и ЛНР. Прежде всего потому, что на территории мятежного Донбасса проживает около 2 миллионов русских граждан, крепко связанных родственными, дружественными и бизнес-связями с Россией. Много беженцев из Донбасса находится на российской территории. Очевидно, что приход в Донбасс ВСУ и добровольческих батальонов с вооруженными радикалами приведет к массовым зачисткам сторонников России в этом регионе. То есть к гуманитарной катастрофе. Феномен украинского нацизма: маска, ставшая лицом

При этом российское руководство считает, что ДНР и ЛНР должны находиться в составе Украины, но в соответствии с Минскими соглашениями, иметь особый статус, закрепленный в Конституции, определяющий их более независимое от Киева юридическое положение.

Позиция Украины

Украинская власть внутренне амбивалентна, поскольку вынуждена учитывать не только внешние обстоятельства (требование европейских партнеров выполнять Минские соглашения), но и внутреннюю политическую ситуацию, во многом определяемую радикалами и националистами, которые требуют как раз обратного — отказа от Минских соглашений и военного разрешения конфликта на востоке страны.

Кроме того, в настоящее время украинская власть понимает, что должна остановить своим противодействием планы России и ее европейских партнеров по строительству обходных газопроводов. В этом смысле планы руководства Украины совпадают с планами политиков и бизнес-кругов США.

Вначале, вместо вступления, скажу, что уже по прошествии нескольких часов ОБЕ "договорившиеся" стороны сделали свои заявления, которые ставят большой и жирный крест на договоренностях:

"Социальные выплаты должны быть восстановлены на оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей после стабилизации ситуации и восстановления государственного суверенитета Украины ", - Порошенко.

Еще до этого Захарченко сообщил, что прекратит выполнять соглашение, как только Украина не выполнит хотя бы один из пунктов.

Так что ночь еще не настала, а стороны уже сказали документу свое "ФЕ".

Как все предсказуемо.

Но я хотел поговорить о другом. Логично сравнить первый минский протокол и второй. В чем его разница. А отсюда можно сделать вывод о том, кто, куда и кого "слил" (самая сейчас популярная тема).

Текст Минска-2:

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»): - для украинских войск: от фактической линии соприкосновения; - для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г. Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней. Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года. (См. примечание)

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание: Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее: - освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; - право на языковое самоопределение; - участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; - возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей; - государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей; - содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации; - создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; - полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

К этому следует добавить линию разграничения от 19 сентября 2014 года и комплект документов будет полный.

Предлагаю сразу выбросить ничего не значащие пункты ни о чем и сосредоточится на изучении главного. Условно разделю пункты на общие (то, что не поменлось) и различные.

Что общего .

Отвод вооружений и контроль ОБСЕ . На самом деле расстояния, на которые будут отведены вооружения, в данном случае неважны, потому как их выполнять все равно никто до конца не будет (в какой-то момент одна из сторон обвинит другую и все будет перечеркнуто). То как "эффективно" ОБСЕ выполняет свою миссию Донбасс убедился на протяжении последнего полугодия. Не думаю, что что-то изменится.

Вывод иностранных войск и разоружение незаконных группировок . Пункт обязательный, но априори невыполнимый обеими сторонами.

Что еще. .. Все. Реально все. Больше ничего общего и одновременно значимого в этих двух документах нет. Остались только различия.

Что различного .

Контроль за границей . Россия в Минске-1 опрометчиво (рукой Зурабова) внесла этот пункт. Следует признать талант Путина и новых переговорщиков. Они сумели так размазать этот пункт во втором документе, что момент когда Украина сможет вернуть под контроль границу отодвинут так далеко как только можно: завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования . Думаю когда это случится сейчас не знает никто.

Децентрализация-Конституционная реформа . Изменены ВСЕ принципы этого пункта.

В Минске-1 это был временный закон, который принимался украинским парламентом (и им же отменялся одним голосованием).
В Минске-2 это поправка к конституции, которая готовится СОВМЕСТНО Украиной и "представителями этих районов " и до конца 2015 года, что учитывая процедуру принятия изменений к конституции и "желание" договориться, делает вероятность принятия чего-то живучего и прочного равным НУЛЮ.

Линия разграничения . Москва сделала все, чтобы смазать линию разграничения от 19 сентября. Есть два пункта где о ней упоминается. Это линия от которой отсчитывается километраж на который должна быть отведена техника ВСУ и территория на которую будет действовать закон (изменения в конституцию) о временном статусе, который(е), как написано чуть выше принят(ы) не будет.

Нет нигде четкой привязки, что это и есть линия разграничения сторон, которой надо придерживаться. Это пока половинчатая мера, но это уже и не четкий СТАТУС "линии от 19 сентября". Тут самое главное слово - СТАТУС линии. Он размыт и неопределен ясно (как было в сентябре. Там было четко указано, что это ЛИНИЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН).

Все остальное это детали того, что неважно и того, что не будет осуществлено.

Выводы . "Минский протокол -2" по самым важным параметрам это "слив" Порошенко. ВСЕ ляпы, которые были допущены в минскм протоколе -1 Кремлем исправлены. Статус линии разграничения размыт. Фактически эти соглашения ПОЛНОСТЬЮ развязывают руки ЛДНР (Москве) и практически полностью связывают их КИЕВУ. Поэтому, если завтра Порошенко в Киеве назовут "зрадныком" я не удивлюсь. Для этого есть все основания. Достаточно сравнить "минские протоколы" 5 сентября 2014 года (с добавлением меморандума от 19 сентября) и 12 февраля 2015 года.

Завтра исполняется ровно год с момента подписания 2-й версии Минских соглашений. Будет уместно посмотреть, что из подписанного за год было выполнено из того, что подписали Кучма, Зурабов, Тальявини, Захарченко и Плотницкий.

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

Огонь не был прекращен ни тогда, ни в течение года, ни спустя год. На Донбассе по-прежнему идет война, которая меняет свою интенсивность - от вялолекущий вечерних обстрелов, до серьезных столкновений за отдельные населенные пункты. В течении 2015 года такими были - Спартак, Марьинка, Новая Ласпа, Старогнатовка, Широкино и т.д.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

Тяжелое вооружени калибром свыше 100-мм так и не было в полной мере отведено, что периодически проявляется в фактах применения артиллерии или мелькающих на линии фронта танков. Про отвод вооружений калибром ниже 100-мм и вовсе говорить неудобно, с учетом ежедневных минометных обстрелов на целом ряде участков линии фронта.
Единственное, что можно отметить в позитивном смысле, спустя год стороны практически не используют в обстрелах РСЗО.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

Как показала практика ОБСЕ не в состоянии контролировать перемещение тяжелой технике и артиллерии, ограничиваясь фиксацией того, что стороны считают уместным ОБСЕ показывать. При наличие спутников и БПЛА, за линией фронта стороны периодически двигают тяжелую технику и изыскивают различные способы игнорирования этого пункта, вроде пресловутого "колеса", когда артиллерия и РСЗО отводятся в тыл под камеры наблюдателей ОБСЕ, а потом делают крюк и возвращаются на запасные, или даже те же позиции у линии фронта. С обеих сторон существуют "пожарные команды" с высокой степенью готовности, для выдвижения к линии фронта из районов сосредоточения.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

Порядок местного самоуправления на Донбассе так и не был определен, так как на Украине не было соответствующим образом изменено законодательство и народные респубилки никак не влияли на модальность заявлений Киева о том, как именно на Донбассе должны пройти выборы (все предложения республик были отвергнуты или даже не рассмотрены). Закон с указанием территории был принят, но натолкнулся на казус Дебальцево, которое до 19 сентября 2014 года контролировалось ВСУ, но вскоре после подписания Минских соглашений было освобождено ВСН, ввиду чего Украина считает, что на Дебальцево распространяются украинские законы, в то время как в ДНР и ЛНР Дебальцево считают своим (этот вопрос важен в том числе при обсуждении вопроса о порядке выборов на Донбассе).

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

Закон об амнистии так и не был принят и более того, представители Украины постоянно заявляли, что не пойдут на принятие такого закона.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

Обмена "всех на всех" так и не случилось, хотя периодически шли разовые обмены групп военнопленных, которые впрочем проводились и без Минских соглашений.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

С учетом продолжающейся блокады, гуманитарная помощь поступает скорее вопреки, а не благодаря международным механизмам. РФ как и ранее экономически поддерживает Донбасс, а "белые конвои", как ездили без особой оглядки на протесты Украины, так и продолжают ездить. Украина, ничего кроме видимости мониторинга этих грузов так ничего и не смогла добиться в плане контроля над поставками гуманитарных грузов на Донбасс. Ввиду этого отыгрываются за счет блокады и периодических остановок поставок гуманитарки от Ахметова.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

За прошедший год экономическая блокада Донбасса не только не была снята, но скорее наоборот - усилилась, причем существуют тенденции к дальнейшему перекрытию экономических связей между ЛДНР и Украиной. Банковская система Украины в ЛДНР так и не была восстановлена.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

Так как никого политического урегулирования не случилось, то никакой границы Украина естественно не получила.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

Данный пункт так же не был выполнен - часть наемников были легализованы в частях НГУ, МВД и ВСУ, а некоторые до сих пор продолжают находится на линии фронта без всякой легализации, вроде тех же чеченцев вооющих на стороне ВСУ. С нашей стороны добровольцы из РФ и те, кто поехал на Донбасс воевать за деньги, легализованы через структуры армейских корпусов. В обоих случаях ОБСЕ практически ничего не контролирует.

11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.

Конституционная реформа Украины сознательно саботируется Киевом, что делает бессмысленными любые разговоры о политическом урегулировании.

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

Вопросы выборов в ДНР и ЛНР никто с ними не согласовывал, поэтому республики спустя год после подписания соглашений угрожают провести их самостоятельно без согласования с Украиной.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

В силу тупика по предшествующим политическим пунктам минских соглашений, из этого было реализовано только создание подгрупп, которые обсуждают все остальное, но не могут что-либо реализовать из подписанного на практике.

Итоги.

В целом, спустя год после подписания 2-й версии Минских Соглашений ни один из пунктов данных соглашений так и не был выполнен в полном объеме. Отдельные моменты "военных" пунктов пытались реализовать на практике, но в силу неустранимых противоречий по политическим пунктам, реализация минских соглашений в полном объеме оказалась обречена на неудачу.
При этом в течение года и Украина, и ЛДНР, и США, и Россия, и ЕС, и ООН, и ОБСЕ - все как один утверждали, что Минские соглашения являются единственным и безальтернативным путем к миру, который впрочем так и не был достигнут.

В распоряжении журналистов оказался документ о мерах по выполнению Минских соглашений, подписанный главами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, представителями России и Украины и представителем от ОБСЕ по выполнению Минских соглашений, и декларация глав России, Украины, Франции и Германии в поддержку комплекса этих мер. Ria.ru публикует полный текст документов.

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):

  1. для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
  2. для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:

  1. освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
  2. право на языковое самоопределение;
  3. участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
  4. возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
  5. государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
  6. содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
  7. создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
  8. полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Участники Трехсторонней Контактной группы:

Посол Хайди Тальявини

Второй Президент Украины Л.Д. Кучма

Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов

А.В. Захарченко

И.В. Плотницкий

Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года

Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Петр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твердо убеждены в безальтернативности исключительно мирного урегулирования. Они всецело готовы предпринять любые возможные меры как по отдельности, так и совместно в этих целях.

В этом контексте лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать выполнению этого Комплекса мер.

Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.

Лидеры разделяют убеждение в том, что укрепление сотрудничества между Европейским союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию данного кризиса. В этих целях они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между Европейским союзом, Украиной и Россией по вопросам энергетики с тем, чтобы осуществить шаги в развитие "зимнего газового пакета".

Они также поддерживают трехсторонние переговоры между Европейским союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским союзом.

Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.

Лидеры будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в "нормандском формате", который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел.