Получение профессии. Получение профессии Профессиональная подготовка лиц с овз

О среднем и высшем профессиональном образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Система столичного среднего профессионального образования является многоуровневой, непрерывной, открытой и доступной для разных слоёв населения Москвы. Подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов для основных отраслей городского хозяйства ведут 75 профильных и 13 педагогических колледжей, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Обучение в колледжах ведётся по:

  • 100 профессиям начального профессионального образования;
  • 133 специальностям среднего профессионального образования;
  • 157 профессиям профессиональной подготовки;
  • более чем 200 программам дополнительного профессионального образования для взрослых (повышение квалификации, переподготовка) для всех ключевых сфер экономики и социальной сферы Москвы.

Профессиональное образование

Большое количество колледжей, входящих в систему Департамента образования г.Москвы создает специальные образовательные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Получение высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно в различных формах, в том числе и в дистанционной. Список учреждений, рекомендаций и интернет -ресурсов по реализации дистанционного обучения представлен в справочнике Дистанционное обучение .

Факультеты разрабатывают программы, способствующие быстрой адаптации студентов к новым условиям, позволяющие справиться с наиболее типичными проблемами. Подробнее с программой обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья на факультете дистанционного обучения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский городской психолого-педагогический университет" можно ознакомиться .

Высшие учебные заведения

  • Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ)

По данным статистики, в современном мире количество людей работоспособного возраста, имеющих те или иные особенности здоровья, увеличивается на 2% в год. Поскольку количество инвалидов трудоспособного возраста растет, работодателям необходимо вместо политики избегания работников с ограничениями по здоровью вырабатывать новые нормы по отбору претендентов на вакансии. А специалистам-психологам следует готовиться к тому, что в любой момент перед ними могут быть поставлены задачи по профориентации данной категории лиц. В России насчитывается 10 млн людей с ограниченными возможностями.И лишь малая часть из них социально адаптирована и трудоустроена, так что проблема носит массовый характер.

При профориентации инвалидов детстварекомендуется педагогическая направленность реабилитационных мероприятий. Работа с данной группой начинается как можно раньше и осуществляется в процессе обучения. Важно работать не только с ребенком, но с семьей инвалида. Основным принципом профессиональной ориентации детей со второй и третьей группами инвалидности является трудотерапия в мастерских разного профиля, что способствует привитию практических навыков простых видов труда. Свою специфику имеет профориентация граждан при умственной отсталости . Процесс обучения сопровождается психотерапевтической и психокоррекционной работой. Главным вопросом для инвалидов с детства является первичный выбор профессии.

Принципиально иная ситуация складывается у лиц с приобретенной инвалидностью. Они ранее получили профессиональное образование, овладели определенными навыками, но вследствие болезни не могут продолжать работать по имеющейся специальности. В данном случае речь идет о рациональном трудоустройстве(рекомендуемая работа должна быть адекватна возможностям больного человека, соответствовать его личным мотивам и профессиональной подготовке). Нередко обучение квалифицированным профессиям происходит непосредственно на производстве – в порядке переобучения работников . При выборе новой профессии необходимо учитывать возможности, склонности и предыдущую деятельность, а также уделять внимание вопросам психологической поддержки, так как произошедшая травма и приобретенная инвалидность меняют привычный уклад жизни заболевшего, требуется комплексная реабилитация .

При оказании помощи инвалидам учитывается степень тяжести нарушений жизнедеятельности. Так, лица с первой группой инвалидности находятся в самом тяжелом состоянии по статусу физического здоровья, нарушений функций высшей нервной деятельности и, как следствие, с позиций социальной адаптации и трудовой реабилитации. В то же время лица с второй и третьей группами инвалидности имеют нарушения соответственно средней и слабой степени тяжести и вполне могут состояться в профессиональном плане. Центром тестирования и развития "Гуманитарные технологии" по заказу Департамента труда и занятости населения города Москвы в 2011 г. разработаны современные Перечни рекомендованных профессий для граждан с разными типами ограничений жизнедеятельности (см. прил. ЭП-14-8). В данном списке присутствует довольно много профессий, предполагающих получение высшего профессионального образования, а не только начального и среднего профессионального образования, как было принято раньше.

При организации содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ (ЛОВЗ) необходимо учитывать, что протекание заболевания, как правило, отличается тем, что происходит определенная личностная деформация ЛОВЗ.

Подобная деформация создает дополнительные сложности при проведении профессионального консультирования, так как лицам с ограничениями по состоянию здоровья часто свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения.

В первую очередь можно говорить о следующих проблемах, влияющих на процесс профессионального консультирования ЛОВЗ:

Ÿне знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают;

Ÿне осознают свои слабые и сильные стороны;

Ÿне имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику;

Ÿне имеют информации о возможностях профессиональной подготовки, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее востребованных профессиях;

Ÿбоятся обнаружить истинную степень своей инвалидности;

Ÿсоциально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки;

Ÿне сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны.

Наличие этих особенностей должно быть учтено при проведении профконсультационной беседы. При необходимости беседа должна быть направлена на коррекцию неадекватных представлений ЛОВЗ и его родителей.

В процессе консультации должны быть обсуждены результаты проведенной диагностики и возможности обучения ЛОВЗ в учреждениях начального или среднего профессионального образования.

Обсуждая варианты профессионального выбора, консультант выясняет, насколько хорошо консультируемый ЛОВЗ представляет содержание профессиональной деятельности и условия ее реализации на конкретных трудовых местах. Если у консультируемого отсутствуют такие представления или они не соответствуют действительности, консультант сообщает необходимые сведения. Профессиональная консультация должна содействовать формированию жизненной перспективы у консультируемого лица. Для этого следует помочь консультируемому в формировании реальных планов, касающихся профессиональной сферы его жизни.

Процессы гуманизации, происходящие в обществе, и связанные с изменением нормативно-правового поля особым образом высвечивают проблемы создания безбарьерной образовательной среды для всех категорий граждан. Особую актуальность приобретают различные аспекты подготовки к профессиональной деятельности молодых людей с ментальными нарушениями. Для них получение профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности . Это детерминировано тем, что большинству выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ или школ-интернатов только трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, обеспечивает коррекцию и компенсацию их психофизического развития и возможность трудоустройства в сфере материального производства в современных условиях экономического развития общества (Г.В. Васенков).

Профессионально-трудовая социализация лиц с ментальными нарушениями представляет собой совокупность педагогических средств, направленных на формирование:

базовых учебных действий по различным образовательным областям и учебным предметам;

готовности к осознанному профессиональному выбору с учетом познавательных и личностных способностей и возможностей в условиях специально организованной профориентационной работы;

широкого поля занятий в сфере будущей профессиональной деятельности через использование потенциальных возможностей дополнительного образования;

целостного представления о профессиональном труде, включая знания о содержании труда, условиях его реализации и опыт социального взаимодействия в трудовом коллективе.

Различные авторы, рассматривая вопросы профессионально-трудовой социализации лиц с ОВЗ, отмечают четыре существенные особенности профессионально-трудовой социализации. Первая особенность. Социализация рассматривается как ведущая цель, основной процесс и ключевой результат учебно-профессиональной работы. Вторая особенность. Ограниченные возможности здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников с ментальными нарушениями, дают право педагогу в своей практической деятельности определять меру включения школьников в освоение профессии. Третья особенность. Профессионально-трудовая социализация лиц с ментальными нарушениями осуществляется в специально созданных условиях, в которых осуществляется постоянно расширяющаяся целесообразная активность обучающихся. При этом особым образом фиксируется работа педагога в направлении максимального раскрытия трудовых умений и задатков молодых людей. Четвертая особенность. Организация учебно-профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллекта имеет преднамеренный характер, что обеспечивает будущую трудовую успешность воспитанников. Преднамеренность задает направленность учебно-трудового процесса, закрепляя организующую роль педагога в познании особенностей современного производства и социальной жизни в целом .

Задачами трудовой подготовки учащихся с ОВЗ являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному груду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве) . Эти задачи являются основополагающими для всех категорий детей с нарушениями психофизического развития. Особую значимость приобретают в отношении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, для которых роль профессионально-трудовой подготовки связана с необходимостью получить опыт в спектре профилей трудового обучения еще в школе. Это создает основу для мотивации к трудовому обучению, способствует формированию основ трудовых навыков и, в конечном итоге, закладывает базу для успешной социализации .

Как показывает практика, решение задач трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц с ментальными нарушениями должно осуществляться в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с умственной отсталостью. Общение с педагогами-практиками и наш опыт доказывают, что созданные в них условия и содержание профессионально-трудовой подготовки, спроектированные адекватно познавательным возможностям, физическому статусу обучающихся и их трудовым потребностям, способны обеспечить ученику освоение трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, решение разноаспектных проблем развития. Эта среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях и достичь определенного уровня социализации.

На школьном уровне проблемы организации профессионального обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью связаны со сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными рыночными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство; определяются возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и физического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями; сопряжены с ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ и школ-интернатов (Г.В. Васенков, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, Л.С. Мирский и др.).

При переходе обучающихся с умственной отсталостью на следующую ступень обучения высвечиваются системные проблемы их профессиональной подготовки, связанные с проектированием и систематизацией организационно-педагогических условий в учреждениях различных типов и ведомственной подчиненности (профессиональных реабилитационно-образовательных учреждениях, учебных заведениях среднего профессионального образования, психоневрологических интернатах, альтернативных формах профессионального обучения и др.). Основной комплекс проблем связан с неготовностью к психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ инженерно-педагогических кадров при высоком уровне их профессиональных умений. Мини-анкетирование, выполненное в феврале-мае 2016 года в рамках серии научно-практических семинаров по вопросам профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ, показало недостаточную готовность мастеров профессионально обучения к выявлению особенностей психофизического развития подростков и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, незнание основ специальной психологии и педагогики, трудности при реализации на практике технологий профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; затруднения при проектировании и реализации адаптированных образовательных программ и учебно-методических комплексов, при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с атипичным развитием. Недостаточная компетентность взрослого - организатора профессионально-трудовой подготовки усложняет процесс социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Выходом из сложившейся ситуации может стать обязательное требование к освоению мастерами профессионального обучения дополнительных специальных компетенций по работе с лицами с ОВЗ в процессе повышения квалификации или профессиональной переподготовки; включение в штатное расписание педагога-координатора по работе с лицами с ОВЗ из числа дефектологов профильной специализации и др. Только в этом случае процессы интеллектуального, личностного и социального продвижения воспитанников с ограниченными возможностями в профессиональном развитии могут рассматривается как процесс их социализации.

Список литературы:

  1. Васенков Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников: дисс. ... докт.пед.наук. – Москва, 2006. – 422 с.
  2. Дуброва Т.И. Развитие интеграционного потенциала учреждений профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2011. - Выпуск № 11. – С. 55-58.
  3. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод, пособие / Под ред. Е.М. Старобиной - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.
  4. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. - 2012. - №8. – 60 с.