Психофизиологические факторы безопасности труда кратко. Психофизиологические факторы безопасности труда. Психофизиологические профессиональные вредности

12.04.2024 Идеи

Факторы безопасности труда

Из процесса трудовой деятельности можно выделить с одной стороны работающего человека, с другой - производство, куда включается предмет и орудия труда, а также окружающая среда.

Для защиты человека от производственных опасностей предусмотрена система безопасности труда. Эта система включает целый комплекс средств воздействия на производство и человека, направленных на предупреждение несчастных случаев.

Рассмотрим состав и взаимосвязь основных факторов безопасности труда.

Психофизиологические факторы безопасности труда

Можно выделить четыре основных фактора, определяющих индивидуальные реакции человека на производственные опасности.

Во-первых, человеку присущ целый комплекс безусловных рефлексов, которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму. Так, при возникновении опасности повреждения закрывается глаз, отдергивается рука; при нарушении нормальных условий окружающей среды в организме возникают ответствующие реакции, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды и т.д. Эти и многие другие защитные реакции организма способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей, в том числе и производственных.

Вторым фактором, определяющим реакцию человека на опасность, являются психофизиологические качества и состояния человека. Эти качества проявляются в способности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скрытых возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т.д. Как названные, так и другие показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервной системы. На поведении человека в опасной ситуации, очевидно, сказывается также его психическое и физическое состояние. Так, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

Способность человека противодействовать опасности в труде существенно зависит и от третьего фактора - его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по достижению трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания рабочим своей профессии и правил безопасности труда, а также от жизненного опыта. Это дает ему возможность гибко использовать подобные факторы для успешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскивать новые пути и методы безопасного решения возникающих задач в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

Последний, четвертый фактор, обусловливающий возможности человека противостоять опасности, определяется степенью его мотивации к труду и его безопасности. У различных людей уровень мотивации к выполнению работы и обеспечению ее безопасности не одинаков и последний мотив имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Итак, можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде.

  • 1. Чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции.
  • 2. Фактор, определяющий особенности психического отражения и психических функций человека.
  • 3. Фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний умений.
  • 4. Фактор, характеризующий направленность человека, т.е. его мотивы, интересы, установки и т.п.

Рассмотренные факторы образуют гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, способствующую надежности существования и деятельности человека. При этом человек как личность не является простой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся в результате их развития и взаимодействия.

Таким образом, человек является сложной самоорганизующейся системой, способной, в зависимости от сложившейся ситуации, гибко использовать свои возможности для достижения требуемого результата, подвергая себя при этом минимальному риску. Если у человека оказываются, например, невысокие биологические качества по противодействию опасности, он может компенсировать это за счет развития профессиональных умений и высокой мотивации к безопасному труду. И, наоборот, человек с высокими биологическими, психофизиологическими и профессиональными качествами по противодействию опасности из-за низкой мотивации к безопасному труду может оказаться плохо защищенным от опасности.

Психофизиологические ОВПФ (физические и нервно-психохимические перегрузки) оказывают многообразное отрицательное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Степень выраженности этого влияния различна при умственном и физическом труде и зависит от величины соответствующих перегрузок.

Физические перегрузки могут быть динамическими и статическими. Динамические нагрузки возникают при перемещении грузов вверх, вниз, по наклонной плоскости или по горизонтали, статические – при удержании грузов в определенном положении без их перемещения.

Статические перегрузки более утомительны, чем динамические, поскольку при статической работе напряжение одних и тех же мышц длится непрерывно.

Для организма человека вредны не только физические перегрузки, но и чрезмерное снижение физической активности, которая приводит к повышению утомляемости, снижению памяти, ухудшению работы сердца и легких. В целом – существенно снижается жизненный тонус организма и работоспособность.

Нервно-спихические перегрузки проявляются в форме перенапряжения, умственного перенапряжения, монотонности труда, эмоциональных перегрузок. Перенапряжение зрительного анализатора, вызываемое недостаточной освещенностью, необходимостью рассматривать мелкие предметы, вызывает перенапряжение аккомодирующих мышц радужной оболочки глаз. Как результат – головная боль, боль в области глазниц, прогрессирующая близорукость.

Умственное перенапряжение возможно в результате продолжительной умственной работы в условиях нерациональной ее организации. При этом нарастает напряжение, нарушается равновесие нервных процессов, что проявляется в форме неврозов, функциональных расстройств. Монотонность труда имеет место при чрезмерном дроблении технологических процессов на мелкие и простейшие операции. При многократном повторении простейших движений работающий испытывает скуку, сонливость, падение интереса к работе.

Действие эмоциональных нагрузок в процессе труда на организм работающих пока еще до конца не изучено, но несомненно, что такого рода перегрузки способствует нервно-психическим напряжениям. Они усугубляются при работе в условиях дефицита времени, при высокой личной ответственности, малом профессиональном опыте.

Выявление и учет ОВПФ являются одной их основных задач совершенствования организации производственного процесса. Причем, разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение вредного и опасного воздействия производственной среды на человека, зачастую имеет не только социальное, но и экономическое значение, выступает фактором роста производительности труда. большое значение имеет также снижение заболеваемости и смертности среди работников как факторы сокращения непроизводственных потерь рабочего времени и затрат на оплату неотработанного времени.


Особое значение выявлению и учету ОВПФ должно придаваться на судах флота рыбной промышленности, так как характер организации производственного процесса зачастую тяжелые климатические условия, длительность автономного плавания приводит к развитию большого числа профессиональных заболеваний среди экипажей судов.


ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ВОПР ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКТОВ ХОЛОДНОГО КОПЧЕНИЯ.

Источники ОВПФ столь же многообразны, как и сами неблагоприятные факторы.

Имеющийся опыт и результаты исследований проблем охраны труда в рыбном хозяйстве показывают, что нередко источниками ОВПФ являются недостаточна: продуманность и прочность конструкций производственного оборудования и его неудачно размещение.

К появлению ОВПФ может привести отсутствие или неисправность приборов I устройств безопасности на оборудовании: концевых выключателей, сигнализаторов нагрузки, ограждений, блокировок, предохранительных клапанов.

Источником ОВПФ может также служить недостаточно обоснованный выбор типов производственного оборудования, например установка шумного и виброопасного.оборудования в помещении, где требуется жесткое ограничение шума и вибрации

В коптильном производстве можно выделить следующие ОВПФ:

Физические: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, перемещающаяся рыба и вспомогательные материалы повышенная влажность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума (от работы электродвигателей и вентиляторов), повышенное напряжение в электрической цепи (токоведущие части оборудования), замыкание которой может произойти через тело

человека; недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны: острые кромки, заусеницы, шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования, ранения рук при непосредственном контакте с рыбой (особенно при разделывании).

Химические: воздействие растворов щелочи при санитарной обработке оборудования и инвентаря;

Биологические: попадание микроорганизмов с поверхности рыбы на пораженные участки кожи при разделывании рыбы;

психофизиологические, физические (статические - при удержании инструмента для разделывания рыбы, и динамические - при перемещении вручную ящиков с готовой продукцией, вспомогательных материалов (соли, опилок и т.д.); нервно-психические перегрузки (монотонность труда - при разделывании, нанизывании и упаковывании рыбы эмоциональные перегрузки).

11.3. Организация защиты от ОВПФ на производстве 11.3.1. Защита от физических ОВПФ

При размещении производственного оборудования и рабочих мест необходимо исключить возникновение встречных, перекрещивающихся и возвратных потоков сырья готовой продукции, опасных и вредных производственных факторов и аварийных ситуаций.

Размещение производственного оборудования и различных коммуникаций, которые являются источниками опасных и вредных производственных факторов, расстояние между отдельными видами оборудования, а также между оборудованием и стенами зданий, сооружений и помещений должны соответствовать действующим нормам технологической: проектирования, строительным нормам и правилам, отраслевым правилам техники безопасности и производственной санитарии.

Организация рабочих мест должна отвечать требованиям безопасности труда, устанавливаемым государственными и отраслевыми стандартами на конкретное производственное оборудование, технологические процессы и рабочие места. При решении вопросов, связанных с определением размеров рабочих мест, ширины проходов и других габаритных характеристик, удобствами эксплуатации оборудования, необходимо учитывать средние антропометрические данные населения. При размещении оборудования и проектировании рабочих мест необходимо ориентироваться на наихудшие условия работы:

неблагоприятные метеоусловия, темное время суток, наибольший коэффициент одновременности работы машин и аппаратов и т. д.

Оборудование должно быть размещено так, чтобы основные проходы находились в местах постоянного пребывания работающих, а также по фронту обслуживания оборудования и пультов управления и имели ширину не менее 2 м, а проходы между аппаратами, аппаратами и стенами при круговом обслуживании - не менее 1 м. Проходы между рядами оборудования должны быть по возможности прямыми, а их ширина должна соответствовать интенсивности потоков людей и грузов, размерам перемещаемого груза и габаритам транспортных средств. При движении транспорта в одном направлении ширина прохода устанавливается с учетом максимальной ширины груженого транспорта плюс 1,4 м, а при встречном движении - двойной максимальной ширины груженого транспорта плюс 1,5м.

Оборудование в цехах размещается таким образом, чтобы ко всем его частям имелся свободный доступ для обслуживания, наладки, чистки, регулирования и ремонта и чтобы ко всем участкам цеха и рабочим местам был обеспечен свободный доступ воздуха.

В местах, где по условиям работы необходим переход через конвейеры, рольганги, трубопроводы, устраиваются переходные мостики. Их высота должна обеспечивать свободное пеоемешение грузов. Мостики должны иметь ширину не менее 0,6 м и прочные перила высотой не менее 1 м с зашивкой по низу на 0,15 м.

При установке конвейеров с двухсторонним расположением рабочих мест должны быть предусмотрены проходы с обеих сторон шириной не менее 1 м. Если конвейер обслуживается с одной стороны, то с другой стороны должен быть обеспечен удобный доступ для осмотра и смазки движущихся частей конвейера.

Все открытые камеры и приямки для установки оборудования ниже уровня пола ограждаются перилами высотой 1 м с зашивкой по низу на 0,15 м.

Ванны с кислотами, щелочами и другими подобными жидкостями рекомендуется устанавливать так, чтобы их борта находились на высоте 0,85-1,5 м над уровнем пола или рабочей площадки.

Вентили, краны, задвижки и другая запорная аппаратура должны располагаться на высоте не более 1,8 м над уровнем пола или рабочей площадки. Для вентилей, кранов, задвижек, расположенных выше или заглубленных, следует предусматривать приспособления (рычажные, штанговые или другой конструкции), позволяющие открывать и закрывать их с рабочего места.

Для промывки оборудования, пола, панелей в рыбообрабатывающих цехах должны быть предусмотрены краны со шлангами для горячей и холодной воды (один кран на 100 м 2 пола).

Оборудование, механизмы, аппараты должны устанавливаться на прочные фундаменты, основания или виброизолирующие опоры. Проезды и проходы внутри цехов должны иметь четкие размеры, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками шириной не менее 50 мм.

Рабочее место, его оборудование и оснащение должны соответствовать эргономическим требованиям, обеспечивать безопасность, удобство и поддерживать работоспособность. Площадь одного рабочего места и объем помещения, приходящийся на одного работающего, должны составлять соответственно не менее 4,5 м 2 и 15 м 3 , Организация рабочего места должна обеспечивать необходимую обзорность. Средства отображения информации необходимо размещать в зонах информационного поля рабочего места с учетом частоты и значимости поступающей информации, типа средств, используемых для ее отображения, и других условий. Для обеспечения удобства обслужи­вания однотипное оборудование нужно размещать группами (принцип систематизации).

Рабочее место при необходимости оснащается вспомогательным оборудованием, в частности подъемно-транспортными средствами, тележками, подвижными стеллажами и т.д. Компоновка рабочего места должна обеспечивать оптимизацию труда, его безопасность, исключать работу в неудобных позах, обеспечивать удобство пользования органами управления и соответствующее освещение.

Для коптильного производства предъявляются следующие требования. Высота ванн для посола и отмачивания соленой рыбы должна составлять не менее 1 м над уровнем пола или рабочей площадки.

В контейнерах, применяемых при механизированной загрузке ванн, конструкция запорного приспособления, раскрывающего дно контейнера, должна исключать самопроизвольное его раскрытие.

Для сортирования рыбы необходимо иметь исправные столы без шероховатостей и заусенцев, исключающие возможность травмирования рук; шомпола для нанизывания рыбы должны иметь гладкую поверхность; рейки применяются гладко оструганные с прочно укрепленными крючьями.

При навешивании рыбы на клеть последняя должна быть надежно укреплена на подвесном пути без возможности перемещения.

Ручную загрузку, разгрузку и очистку коптильных камер, а также их ремонт допускается производить только после полного удаления из них дыма и понижения температуры до 30° С.

Зачистка коптильных камер и топок от нагара, сажи, золы и т. п. производится специальными скребками, которые во избежание ранения рук должны иметь ручку с гладкой поверхностью. Счищенный нагар убирается в металлические ящики с ручками из нетеплопроводного материала.

В коптильном производстве особое внимание уделяется вопросам противопожарной безопасности, так как источники открытого огня и легкосгораемое технологическое топливо (дрова, опилки, стружки) находятся непосредственно в производственном помещении.

Конструктивное выполнение помещений и коптильных установок, порядок хранения и сжигания технологического топлива должны соответствовать противопожарным нормам. Коптильные камеры не должны иметь открытых балок, выступов и карнизов, где могла бы скапливаться копоть и пыль. Трубы, проходящие через стены и потолки, должны быть тщательно изолированы с соблюдением требований противопожарной техники.

Рукоятки тяг к шиберам, заслонкам и дросселю вытяжной трубы, арматуре на коммуникации, подающей теплый воздух или пар, должны быть расположены в местах, удобных для обслуживания.

Двери камер и туннелей должны открываться наружу и иметь запорные приспособления, предотвращающие попадание дыма в помещение.

Загрузочные и разгрузочные двери коптильных камер, а также двери топочного устройства должны быть оборудованы зонтами местного отсоса во избежание задымления помещения при открывании дверей. Коптильные установки должны быть оборудованы термометрами и выносными термографами.

Для предотвращения возможности ожога обслуживающего персонала при выбросе из топок пламени, искр и углей расстояние от фронта топок до противоположной стены должно быть не менее 2 м.

Особое внимание следует уделять защите рабочих от производственного шума. Длительное воздействие на человека повышенного шума снижает его слуховую чувствительность, производительность труда, увеличивает опасность несчастных случаев. Кроме того, наступает общее ухудшение состояния организма. Наиболее опасны внезапные, неожиданные шумы, поскольку в этом случае не успевают сработать защитные механизмы, предохраняющие ухо человека от повреждений. Импульсный шум очень высокого уровня (более 150 дБА) может вызвать акустическую травму - разрыв барабанной перепонки, смещение или поломку слуховых косточек. При длительном непрерывном воздействии шума высокой интенсивности возможно либо обратимое, либо необратимое снижение чувствительности слуховых органов - неврит слухового нерва (тугоухость). Установлено также, что утомляющее и повреждающее действие шума пропорционально его частоте. К основным направлениям борьбы с шумом относятся:

Снижение шума в источнике его возникновения, т. е. разработка шумобезопасной техники;

Снижение шума на пути его распространения, т. е. применение средств коллективной защипы от шума - звукоизоляции, звукопоглощения, виброизоляции, демпфирования, глушителей шума;

Проведение организационно-технических мероприятий по защите от шума.

Снижение шума в источнике его возникновения может осуществляться самыми различными способами. Так, в зубчатых передачах редукторов большое значение для снижения шумности имеет выбор характера зацепления (менее шумными являются косозубое и шевронное зацепления), повышение точности изготовления колес и шестерен.

Замена прямозубых шестерен шевронными снижает шум на 5 дБ. Для снижения механических шумов используют также замену подшипников качения на подшипники скольжения (уменьшение шума на 10 - 15 дБ), перемещение соприкасающихся металлических деталей с деталями из пластмасс и других «незвучных» материалов, замену возвратно-поступательного движения деталей на равномерное вращательное, зубчатых и цепных передач на клиноременные и зубчато-ременные (снижение шума на 10 - 14 дБ), принудительную смазку, улучшение балансировки вращающихся деталей, прокладочные материалы и упругие вставки в соединениях. Для борьбы с аэродинамическими шумами, являющимися главной составляющей шума вентиляторов применяют в основном звукоизоляцию источника и установку специальных глушителей.

В качестве средств снижения шума на пути его распространения наиболее эффективны звукоизолирующие преграды (стены, звукоизолирующие оболочки вокруг ма­шин, экраны, звукоизолирующие оболочки вокруг рабочего места - звукоизолирующие кабины). В тех случаях, когда требуемое снижение шума невелико, как мера защиты может применяться звукопоглощение - облицовка всех (или части) внутренних поверхностей помещения звукопоглощающими материалами или размещение в помещении штучных (или объемных) звукопоглотителей. В качестве звукопоглощающих материалов применяют пористые волокнистые маты или плиты толщиной 50-100 мм, покрытые защитными оболочками.

Организационно-технические мероприятия по защите от шума включают:

применение малошумных технологических процессов и оборудования, внедрение

дистанционного управления шумными машинами, рационализацию режимов труда и отдыха,

применение средств индивидуальной защиты, периодический контроль уровней шума. Зоны

с уровнем звука более 85 дБА должны иметь знаки безопасности. Контроль уровней шума на

рабочих местах следует проводить не реже 1 раза в год.

Средства индивидуальной защиты от шума применяются в тех случаях, когда по техническим или экономическим причинам нельзя уменьшить шум до допустимых уровней. К указанным средствам защиты относятся: противошумные наушники, закрывающие ушную раковину снаружи, вкладыши, перекрывающие наружный слуховой проход, противошумные шлемы, каски и костюмы.

11.3.2. Зашита от биологических и психофизиологических ОВПФ При контакте с биологическими ОВПФ все работающие должны соблюдать определенные меры предосторожности. Следует учитывать, что на поверхности тела рыб, в особенности пораженных различными заболеваниями, могут находиться вредные микроорганизмы. Поэтому при осмотрах и профилактической обработке рыбы контакт с ней следует ограничить до минимума, а также использовать средства защиты рук, специальный инвентарь, а после окончания работ провести дезинфекцию.

На рыбообрабатывающих предприятиях из-за наличия бактериальной обсемененносги рыбы, инструмента и рыборазделочных столов большое значение имеет систематический микробиологический контроль. На всех стадиях обработки для уменьшения бактериальной обсемененности рыбы, инструмент и инвентарь промываются проточной водой В конце смены рыбообрабатывающее оборудование, инструмент, инвентарь, помещения тщательно промываются холодной и горячей водой и дезинфицирующими растворами в соответствии с действующими санитарными правилами.

Во всех производственных помещениях должны быть установлены умывальные раковины с горячей и холодной водой, снабженные щетками для мытья рук, мылом, полотенцами и дезинфицирующими растворами: 0,1%-ным осветленным раствором хлорной извести или 0,01%-ным раствором хлорамина- для мытья и дезинфекции рук во время работы.

Защита от физических перегрузок (статических и динамических) обеспечивается прежде всего за счет полной механизации и автоматизации производственных процессов Вторым важным моментом является соблюдение установленных ограничений при выполнении вручную работ по перемещению грузов.

Полная механизация и автоматизация производства предполагает механизацию и автоматизацию процессов, как основного, так и вспомогательного производства, а также складских и транспортных работ. На предприятиях рыбного хозяйства отдельные производственные операции остаются немеханизированными, что осложняет предотвращение физических перегрузок. В коптильном производстве большой объем физической работы приходится выполнять при разгрузке и погрузке сырья и готовой продукции, при разделывании и упаковывании.

Большое значение для защиты работающих от физических перегрузок имеет внедрение механизированных загрузочных устройств для рыбного сырья, упаковочных автоматов, линий, применение механизированных конвейеров различной конструкции, средств малой механизации.

Следует иметь в виду, что работы, при которых физическая нагрузка в течение смены превышает для мужчин 1,04 МДж, а для женщин 0,62 МДж, относятся к тяжелым Для профилактики физических перегрузок определенную роль играет внедрение рациональных режимов труда и отдыха.

Для предотвращения монотонности труда необходимо соответствующим образом планировать производственные процессы. Исключения монотонных видов труда можно достичь прежде всего за счет механизации и автоматизации однообразных ручных работ При разделении производственных процессов на отдельные операции нужно учитывать, что продолжительность этих операций должна составлять не менее 30 с, а продолжительность микропауз - не менее 15% этого времени. Операции должны иметь смысловую и структурную завершенность.

Большое значение для профилактики монотонности имеют совершенствование организации трудовой деятельности, оздоровление производственной среды, использование психологических факторов профилактики - функциональной музыки, функционального освещения, световых раздражителей и другой сторонней информации, кабинетов психологической разгрузки.

Рациональный режим труда и отдыха при монотонной работе предполагает введение частых (через 60-120 мин), но коротких (5-10 мин) перерывов. Первый перерыв целесообразно устраивать в конце первого часа работы, а во второй половине рабочего дня- делать перерывы через каждый час работы.

Для профилактики перенапряжения анализаторов (органов слуха, зрения и др.) необходимо выполнять нормативные требования к освещенности рабочих мест, уровню шума. Количество полезных световых и звуковых сигналов не должна превышать предельных значений, а их интенсивность (соответственно по яркости и громкости) должна соответствовать способности среднего человека к восприятию и различению указанных сигналов.

Профилактика эмоциональных перегрузок у работающих состоит в правильном и четком распределении функциональных обязанностей, повышении надежности эксплуатируемого оборудования, улучшении условий труда и быта и организации питания.

Любое современное производство представляет собой не только сложную систему машин, механизмов и технологических связей между ними, но и организационное объединение людей, занятых в этом производстве. От их поведения и действии во многом зависят как выполнение плановых заданий, так и безопасность труда на предприятии.

В настоящее время проводится большая работа по совершенствованию системы управления производственным коллективом на основе внедрения в сознание каждого работающего следующей важной психологической установки: безусловное выполнение требований безопасности - это естественная норма поведения, их нарушение - это всеми замечаемая и осуждаемая аномалия поведения. Создание именно такого климата в производственном коллективе имеет большое значение для безопасности труда.

Решение этой задачи в практическом плане во многом зависит от содержания

межличностных и межгрупповых отношений, возникающих в процессе совместной работы и духовного общения людей. Руководителям предприятий следует использовать рекомендуемые психологические приемы и средства для управления содержанием этих отношений в целях повышения дисциплинированности работников во всем, что касается со­блюдения норм и правил безопасности труда. Важно, чтобы проводниками такой политики администрации выступали не только официальные руководители, но и неформальные лиде­ры, все те рабочие, которые пользуются авторитетом и влиянием в своих первичных трудовых коллективах.

В повышении безопасности труда положительную роль играют не только благожелательность, справедливость, выдержанность во взаимоотношениях между администрацией и рядовыми работниками, но и разумная требовательность.

Большое положительное или отрицательное значение для обеспечения безопасности труда имеет личная позиция руководителей, занимаемая ими в отношении вопросов безопасности.

11.3.3. Мероприятия по нормализации климата

Многие производственные помещения на предприятиях рыбного хозяйства отличаются большими размерами, обращением больших масс воды и аэрозолей. Это создает определенные трудности в решении задач нормализации микроклимата, т. е. в обеспечении требований норм к параметрам микроклимата. С целью нормализации параметров микро­климата коптильного цеха следует исключить из технологического процесса работы и операции, сопровождающиеся поступлением в производственные помещения больших количеств теплого воздуха, влаги, вредных аэрозолей (дыма). При возможности выбора различных вариантов технологического процесса и конструкций производственного оборудования предпочтение должно отдаваться тем из них, которые характеризуются наименьшей выраженностью вредных производственных факторов. Большое значение имеет рационализация объемно-планировочных решений производственного помещения. Она должна быть направлена на максимальное ограничение распространения по всему помещению вредных выделений

Нормализации микроклимата по температуре способствует устройство тамбуров-шлюзов, применение воздушно-тепловых завес у ворот и технологических проемов отапливаемых зданий, изготовление ограждающих поверхностей зданий (стен, потолков, полов) из материалов с оптимальными тепло-изолирующими свойствами.

Для обеспечения чистоты воздуха, выполнения требований норм к его температуре и влажности используются также специальные системы: вентиляции, кондиционирования, отопления. Если с их помощью не удается нормализовать параметры микроклимата, то применяются средства индивидуальной защиты рабочих. Системы вентиляции служат для удаления из помещения загрязненного или нагретого воздуха и подачи в него чистого. Сис­темы кондиционирования воздуха обеспечивают создание и автоматическое поддержание в помещении заданных параметров воздушной среды независимо от меняющихся метеоусловии.

Вентиляционные системы должны отвечать ряду специальных требований: не увеличивать пожарную опасность, не создавать повышенного шума, обеспечивать отвод статического электричества.

В расчете и проектировании систем вентиляции можно выделить следующие основные этапы:

1. Выбор типа вентиляции. При решении этого вопроса руководствуются санитарными нормами, учитывают характер вредных выделении, экономические соображения.

2. Определение количества поступающих в помещение вредных выделений (дыма).

3. Определение необходимого воздухообмена, т. е. количества воздуха, которое необходимо подать в помещение или удалить из него для обеспечения заданных условий микроклимата.

4. Определение параметров технических средств, с помощью которых будет осуществляться вентиляция: сечения, воздуховодов, типа и производительности вентиляторов, мощности электродвигателя для привода вентиляторов, производительности калориферов, размеров устройств для очистки воздуха, размещения воздухораспределительных устройств и др.

Для естественной вентиляции определяются площади вентиляционных проемов, диаметр воздуховодов при канальной естественной вентиляции.

Системы отопления служат для разрешения одной из важных задач обеспечения необходимых условий микроклимата- поддержания заданной температуры воздуха в производственных помещениях. Основными элементами системы отопления являются: источник тепла, трубопроводы, нагревательный прибор, устанавливаемый в обогреваемом помещении. Передача тепла нагревательным приборам осуществляется через теплоносители - нагретую воду, пар или воздух. По виду теплоносителя системы отопления делятся на воздушные, водяные и паровые. Благодаря высоким гигиеническим и эксплуатационным показателям наибольшее распространение в настоящее время получило водяное отопление

Очистка воздуха от пыли, вредных паров и газов осуществляется как при подаче воздуха в производственные помещения, так и при его удалении. Очистка воздуха от пыли при подаче его в системы вентиляции необходима в том случае, если запыленность превышает 0,3 ПДК для рабочей зоны, и во всех случаях при подаче воздуха в системы.


ВЕНТИЛЯЦИЯ

12.1 Микроклимат в производственных помещениях

Микроклимат производственных помещений определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей. По этой причине указанные характеристики приняты в качестве нормируемых параметров микроклимата.

Гигиеническое нормирование производственного микроклимата предусмотрено ССБТ и распространяется на рабочую зону, под которой понимается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Оптимальные и допустимые величины температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха для рабочей зоны производственных помещений устанавливаются в зави­симости от тяжести выполняемой работы, периода года и количества избытков явного тепла в помещении.

Оптимальными микроклиматическими условиями считаются такие сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспе­чивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без на­пряжения реакций терморегуляции, создают ощущение теплового комфорта и способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности.

Допустимыми условиями считаются такие параметры микроклимата, которые при длите­льном и систематическом воздействии на человека могут вызвать преходящие и быстро нор­мализующиеся изменения функционального и теплового состояния организма и напряжение реакций терморегуляции, не выходящих за пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает нарушений здоровья, но могут наблюдаться диском­фортные теплоощущения и понижение работоспособности.

Поэтому в производственных помещениях должны обеспечиваться по возможности оп­тимальные параметры микроклимата.

12.2 Мероприятия по нормализации микроклимата

Многие производственные помещения на предприятиях рыбного хозяйства

отличаются большими размерами, обращением больших масс воды (рыбоконсервные заво­ды), аэрозолей (рыбокоптильные заводы). Это создает определенные трудности в решении задач нормализации микроклимата, т.е. в обеспечении требований норм к параметрам микро­климата.

Согласно ССБТ с целью нормализации параметров микроклимата следует исключить из технологических процессов работы и операции, сопровождающиеся поступлением в произ Бедственные помещения больших количеств теплого или холодного воздуха, влаги, вредных паров, газов и аэрозолей. При возможности выбора различных вариантов технологических процессов и конструкций производственного оборудования предпочтение следует отдавать тем из них, которые характеризуются наименьшей выраженностью вредных производствен­ных факторов. Большое значение имеет рационализация объемно-планировочных решений производственного помещения. Она должна быть направлена на максимальное ограничение распространения по всему помещению вредных выделений.

Нормализации микроклимата по температуре способствует устройство тамбуров-шлюзов, применение воздушно-тепловых завес у ворот и технологических проемов отапливаемых зданий, изготовление ограждающих поверхностей зданий (стен, потолков, полов) из матери-

алов с оптимальными теплоизолирующими свойствами. В частности, материал покрытия по­лов в отапливаемых производственных помещениях на постоянных рабочих местах при ра­боте стоя должен иметь коэффициент теплоусвоения не более 7 Вт-К). Для обеспечения чи­стоты воздуха, выполнения требований норм к его температуре и влажности используются также специальные системы: вентиляции, кондиционирования, отопления. Если с их помо­щью не удается нормализовать параметры микроклимата, то применяются средства индиви­дуальной защиты работающих.

Системы вентиляции служат для удаления из помещения загрязненного и (или) нагретого воздуха и подачи в него чистого. Системы кондиционирования воздуха обеспечивают созда­ние и автоматическое поддержание в помещении заданных параметров воздушной среды не­зависимо от меняющихся метеоусловий.

По способу осуществления перемещения воздуха системы вентиляции делятся на естест­венные и искусственные (механические). Естественная вентиляция обеспечивается за счет гравитационного давления, возникающего вследствие того, что наружный и внутренний воз­дух имеют разную плотность, либо за счет ветрового давления. При механической вентиля­ции перемещение воздуха осуществляется вентиляторами. Возможно применение и смешан­ных систем.

По способу подачи и направлению потока воздуха различают системы вентиляции вытяж­ные, приточные, приточно-вытяжные и системы с рециркуляцией. Приточная вентиляция со­здает избыточное давление в помещении, и за счет этого исключается попадание в него заг­рязненного воздуха из соседних помещений или холодного воздуха извне. Вытяжная венти­ляция создает пониженное давление в помещении, и применяется в тех случаях, когда необ­ходимо исключить распространение в данном помещении вредных выделений. Системы с рециркуляцией - это системы, в которых к наружному воздуху примешивается часть вытяж­ного воздуха из помещения. По способу конструктивного оформления, обслуживаемому объему системы вентиляции делятся на общеобменные, местные и смешанные. Общеобменная вентиляция - система, ко­торая осуществляет циркуляцию (подачу и вытяжку) воздуха во всем помещении и тем са­мым создает в нем некоторые средние условия микроклимата. Она применяется при равно­мерном поступлении вредных веществ в воздух всего помещения и при отсутствии каких-то определенных границ у рабочих мест.

Местная вентиляция (вытяжная или приточная) создает требуемые условия только в мес­тах нахождения людей. Конструктивно она может быть выполнена в виде воздушных душей, вытяжных зонтов, отсосов, шкафов.

По назначению системы вентиляции делятся на рабочие и аварийные. Рабочие системы - должны постоянно создавать требуемые параметры микроклимата, аварийные системы включаются при внезапных поступлениях в воздух помещения вредных или взрывоопасных смесей. Как правило, это вытяжные системы.

Естественная вентиляция может быть организованной (аэрация) и неорганизованной (ин­фильтрация через неплотно закрытые двери, окна, через щели и т. д.). Аэрация осуществляе­тся в заранее установленных пределах (управляемая естественная вентиляция) через специа­льные проемы (форточки, фрамуги, аэрационные фонари), площади которых рассчитывают­ся. Ее применение дает значительный экономический эффект. В зависимости от конструкти­вного исполнения аэрация может быть бесканальной и канальной.

Вентиляционные системы должны отвечать ряду специальных требований: не увеличивать пожарную опасность, не создавать повышенного шума, обеспечивать отвод ^ статического электричества; вентиляторы, применяемые во взрыво- и пожароопасных поме­щениях, должны быть выполнены из материалов, не вызывающих искрообразования.

Психофизиологические факторы обусловлены содержанием труда и его организацией, поэтому их называют иногда трудовыми. Их также можно называть технико-технологическими, т. к. они определяются особенностями используемой техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, степенью оснащенности рабочих мест, особенностями сырья, и материалов. Это - физическая нагрузка, которая связана с динамической и статической работой; нервно-психическая нагрузка в виде напряжения зрения (точность работы), нервно-эмоционального напряжения и интеллектуальной нагрузки (объем перерабатываемой информации, число производственно важных объектов единовременного наблюдения и т.д.); монотонность трудового процесса (разнообразие, темп труда). Элементы этой группы, за исключением физических усилий и монотонности, не имеют утвержденных нормативов.

В настоящее время существует несколько психофизиологических подходов к интегральной оценке условий труда.

Профессиографический подход предусматривает изучение содержания трудового процесса, результат труда и основывается на поэлементарной оценке совокупности условий труда.

Другой подход предполагает классификацию условий труда по степени тяжести и напряженности на основе физиологических и психофизиологических показателей, динамики работоспособности и утомления, отражающих в той или иной мере реакцию организма на рабочую нагрузку и условия труда.

Эти условия дополняют друг друга, поскольку каждый конкретный случай может требовать учета специфических условий трудового процесса и влияния его на психофизиологические показатели работоспособности человека.

Рассмотрим классификацию тяжести труда и способы ее оценки.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

В качестве основного критерия для определения состояния организма в процессе труда был принят так называемый эффект Сеченова. Его суть заключается в том, что если трудовой процесс протекает в благоприятных условиях, то при переключении с одного вида на другой вид деятельности показатели физиологических функций улучшаются, а работоспособность восстанавливается быстрее и полнее, чем при пассивном отдыхе (положительный эффект). В случае неблагоприятных условий труда эти показатели в конце работы, при переключении с одной деятельности на другую, ухудшаются по сравнению с показателями, имевшими место до начала работы (отрицательный эффект).

При определении качественного функционального состояния организма учитываются также феномен растормаживания и характер реакции человека на иные сигналы. Феномен растормаживания состоит в том, что при повышении утомления проявление господствующего при данной работе «полезного» рефлекса (доминанты), ослабляется, а посторонние рефлексы, мешающие правильному выполнению привычной работы, наоборот, растормаживаются.

Для разграничения функциональных состояний организма и установления категории тяжести работ при проведении исследований были использованы, кроме того, следующие показатели:

Соотношение между «рабочими» и «обеспечивающими» функциями организма;

Длительность периода и полнота восстановления нарушенных функций во время отдыха;

Конфигурация и соотношение периодов на кривых работоспособности и производительности труда;

Количество и тяжесть производственных травм, возникающих как следствие повышения производственного утомления;

Структура и уровень, а также наиболее вероятные причины профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, представляющих собой отдаленные последствия тяжелой работы;

Технико-экономические показатели (выработка, качество работы, затраты времени на операцию и др.).

В соответствии с медико-физиологической квалификацией, разработанной НИИ труда на основе указанных критериев все работы могут мыть разделены на шесть категорий тяжести.

Первая категория тяжести (легкая) - это работа, выполняемая в оптимальных условиях внешней среды и при оптимальной величине физической и умственной нагрузок. Реакция организма свидетельствует об оптимальном варианте нормального функционирования, т.е. трудовая нагрузка соответствует физиологическим возможностям организма. Такие условия у здоровых людей способствуют улучшению самочувствия, достижению высокой работоспособности и производительности труда.

Ко второй группе тяжести относится работа, при которой нормальное функциональное состояние не уменьшается на протяжении рабочей смены. Предельно допустимые концентрации и дополнительный уровень вредных и опасных производственных факторов не превышает требований нормативно-технических документов. Работоспособность не нарушается, профзаболеваний нет.

Третья категория тяжести предусматривает работу, при которой в результате повышенной нагрузки или неблагоприятных условий труда формируется реакция организма на грани патологической, т.е. реакция, свойственная предболезненному состоянию организма. Отдых или улучшение условий труда позволяют быстро устранить негативные последствия.

При четвертой категории тяжести работы у практически здоровых людей формируются более глубокие пограничные состояния, физические показатели ухудшаются, возникают производственно обусловленные состояния предзаболевания.

К пятой категории отнесена работа, при которой в связи с неблагоприятными условиями труда у практически здоровых людей в конце рабочего периода формируется реакция, характерная для патологического функционального состояния организма. После полноценного отдыха эти состояния могут исчезнуть. Однако у некоторых лиц они могут перейти в производственно обусловленные профзаболевания.

Шестая категория тяжести характеризуется особо неблагоприятными условиями труда. Патологические реакции развиваются быстро и имеют необратимый характер, сопровождаясь тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов.

Основными мерами по снижению физической и нервно-психической напряженности являются следующие:

Повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, использование современной высокопроизводительной техники;

Совершенствование организации рабочих мест;

Организация приемов и методов труда;

Оптимизация темпа работы;

Оптимизация режима труда и отдыха;

Улучшение транспортного обслуживания рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда;

Научно обоснованное установление норм обслуживания оборудования и норм времени его обслуживания с учетом объема информации, который работник может правильно воспринять, переработать и принять своевременное и правильное решение;

Чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.);

Чередования работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими;

Чередование работ разной сложности и интенсивности;

Оптимизация режимов труда и отдыха;

Предупреждение и снижение монотонности труда путем повышения содержательности труда;

Ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены);

Компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, организация компьютерных банков данных по разным аспектам производственной деятельности и другие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт/ Факультет - ИДО/Гуманитарный

Направление - Управление персоналом

Кафедра - Философии

по курсу «Психофизиология профессиональной деятельности»

Тема: «Психофизиологические основы обеспечения безопасности труда»

Р.В.Сиетов

  • Оглавление
    • Введение
    • 1. Безопасность труда
    • 1.1. Законодательство РФ о труде и об охране труда

Заключение

Литература

Введение

Психофизиологические основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности.

Психофизиология - раздел психологии, изучающий физиологические основы протекания психических процессов, формирования состояний. Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.

По своей философской сути психофизиология - это проблема взаимоотношения физического и психического, мозга и сознания, тела и души.

Психофизиология профессиональной деятельности - научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда. В реферате нужно выявить, какие есть психофизиологические основы безопасности труда. Для начала нужно разобрать, что такое безопасность труда, и далее виды её обеспечения в психофизиологии.

1. Безопасность труда

Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда.

Безопасностью труда называют состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ст. 209 ТК РФ).

· создание системы законодательных и нормативных правовых актов в области охраны труда;

· надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативно правовых актов;

· оценка и анализ условий и безопасности труда, которые выявляет аттестация рабочих мест по условиям труда;

· анализ состояния травматизма и заболеваемости, расследование и учет несчастных случаев на производстве;

· обучение и инструктирование работающих, правилам и требованиям безопасности;

· разработка мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению норм и правил безопасности труда.

1.1 Законодательство РФ о труде и об охране труда

Основной спецификой законодательства РФ в области охраны труда является то, что централизованные нормы трудового законодательства устанавливают необходимый минимум правовых мер по охране труда, а в конкретных соглашениях и договорах этот минимум конкретизируется.

Законодательство о труде и об ОТ имеет развитую систему на международном, федеральном и региональном уровнях. Трудовое законодательство закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свободы, регулирует отношение работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений.

Законодательство об ОТ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области ОТ между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями. Обеспечивает реализацию государственной политики в области ОТ и направлено на создание условий труда соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Законодательство РФ о труде и об ОТ основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов (ФЗ) и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. В перечень основных законодательных актов РФ входят:

· Конституция РФ (от 12.12.1993);

· Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001г. №197-ФЗ);

· №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (от 24.07.1998г.);

· №17-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (от 10.01.2003г.);

· №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997г);

· №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 08.08.2001г.);

· №52-ФЗ « О санитарно -- эпидемиологическом благополучии населения». Статьи 25-27, 34, 55 (от 30.03.1991г.);

· №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (от 21.12.1994г.);

· №184-ФЗ «О техническом регулировании» (от 06.10.1999г.);

· №14-ФЗ «Гражданский Кодекс РФ» (от 26.01.1996г.);

· Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 20.12.2001г.);

· Уголовный Кодекс РФ (от 13.06.1996г.№63-ФЗ).

В субъектах РФ законодательство о труде и об ОТ составляют Конституции или Уставы субъектов РФ, законы об ОТ, о социальном партнёрстве, об организации местного самоуправления, об объединениях работодателей.

2. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Психология - это наука, занимающаяся изучением психического отражения действительности в сознании человека. Она включает в себя ряд научных направлений, таких как психология труда, психология безопасности, инженерная психология и эргономика.

Предметом психологии труда является изучение психических аспектов трудовой деятельности, в частности психических компонентов, побуждающих, направляющих и регулирующих активность производственного персонала, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

· Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

· Психические свойства (качества личности) - это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

· Психическое состояние человека - это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной, монотонной деятельности. Характерно снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущения скуки, потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может восстанавливаться лишь временно -- за счет особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия деятельности могут развиваться явления пресыщения психического.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

2.1 Психические процессы, определяющие безопасность человека

Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием.

Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65%. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства - звуковые, зрительные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.

Мышление - это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувства, эмоции, настроение.

Чувства - это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасности.

Чувственный тон - это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкразия - болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и снижает степень риска возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны - световом, цветовом, звуковом.

Эмоции - это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа - стенические и астенические.

Стенические эмоции - решимость, радость, воодушевление, азарт - побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека.

Астенические эмоции - боязнь, опасение, страх, испуг, ужас - способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитывается при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (операторы, управляющие опасными производственными процессами). В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта - эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватной сложившейся ситуации действиям. В состоянии аффекта, например, отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, т. к. аффект может являться основной причиной реализации опасной ситуации - аварии или травмы.

Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля - это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

психологический безопасность труд травматизм

2.2 Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Психологи классифицируют много структур характеров. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент - это характеристика динамических психологических особенностей - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник. Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

3. Основные психологические причины травматизма

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

· Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении);

· Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения;

· Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация показывает реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка навыков; исполнительная - профессиональный отбор, медицинское обследование.

Заключение

Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно - конструкторские ошибки, а организационно - психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста несоблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека и т. д.

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса, применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека и составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Причины, связанные с человеческим фактором негативно влияют на поведение работника, что и создаёт аварийные ситуации.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

Создание безопасных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться - морально, материально и т.д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.

Психофизиологические основы обеспечения безопасности труда, это важная составляющая часть в психофизиологии, с которой возможно нахождения способов, для гармоничного состояние поведения человека, в какой либо организации.

Список использованной литературы

1. Сухачев А.А. Охрана труда в строительстве: Учебник для среднего профессионального образования. - Издательство КноРус, 2011 г. - 272 стр. Обращение к материалу стр. 234.

2. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник для средних специальных учебных заведений. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2009. - 496 стр. Обращение к материалу стр. 357.

3. Михнюк Т.Ф. Учебное пособие - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 320 стр. Обращение к материалу стр. 39.

4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психические свойства человека, влияющие на безопасность. Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения. Влияние алкоголя на безопасность труда. Основные причины травматизма. Антропометрические и энергетические характеристики человека.

    реферат , добавлен 08.06.2014

    Понятие термина и основная структура психики человека. Главные психические процессы человека и их сущность. Психические состояния, возникаемые при различных стрессовых ситуациях и их воздействие на деятельность людей. Психические свойства человека.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Состояния человека, возникающие в процессе трудовой деятельности. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение. Психологические показатели утомления, их проявление. Состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека.

    лекция , добавлен 11.08.2015

    Психологические состояния трудовой деятельности и их классификация. Характеристика состояния утомления, напряжения, монотонности. Состояние психологической готовности к деятельности. Условия труда и психологические состояния человека, методы их оценки.

    реферат , добавлен 23.06.2011

    Анализ психолого-педагогических проблем социальной ситуации подростка как фактора психологической безопасности личности. Эмпирическое исследование психологической безопасности. Психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Характеристика психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Основы теории эволюции Ч. Дарвина. Нейрофизиологические основы психики человека, соотношение психического и физиологического в науке психофизиологии.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2009

    Понятие об адаптации. Характеристика эмоционального состояния человека. Характеристика трех уровней адаптации. Психические состояния как целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Функциональные состояния человека.

    реферат , добавлен 23.04.2010

    Состояния человека в процессе трудовой деятельности. Понятие функционального состояния. Состояние физиологического покоя. Условия продуктивности умственного труда. Оптимальное рабочее состояние. Психофизиологические компоненты функциональных состояний.

    реферат , добавлен 30.04.2009

    Спектр проявления психических состояний человека, психологические и физиологические подходы и аспекты их изучения. Эндогенные и реактивные психические состояния, их характеристика и особенности. Явление стресса и его влияние на адаптацию человека.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2012

    Основные функции психики человека: отражательная, регулирующая, побуждающая, смыслообразующая, контролирующая и ориентирующая. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Мир психических явлений человека: процессы, свойства, состояния и образования.

Вопрос 2. Опишите и проанализируйте 1-2 события, связанные с социально-экономическими угрозами деятельности предприятия, фирмы (предпринима­теля). Приведите перечень внутренних и внешних угроз деятельности пред­принимателя ……………….................................................................................14

Тесты ……………………………………………………………………………. 20

Литература ………………………………………………………………………24

Вопрос 1. Группы опасных и вредных факторов производственной среды. Характер и последствия воздействия. Методы защиты

В своей трудовой деятельности человек неизбежно подвер­гается опасности. В условиях производства на человека действу­ют техногенные опасности, иначе называемые опасными и вред­ными производственными факторами.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называется фак­тор, воздействие которого приводит к травме, острому нарушению здоровья или гибели организма.

Травма - повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием в результате несчастного слу­чая на производстве.

Опасные производственные факторы :

    электрический ток определенной силы;

    раскаленные тела;

    возможность падения с высоты человека или различных пред­метов;

    оборудование, работающее под давлением выше атмосфер­ного;

    движущиеся машины и механизмы, перемещаемые грузы, и т.д.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется фак­тор, воздействие которого приводит к сниже­нию трудоспособности или вызывает профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Вредные производственные факторы :

    неблагоприятные метеорологические условия;

    запыленность и загазованность воздушной среды;

    высокая влажность и скорость движения воздуха;

    воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

    наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирую­щих излучений.

Между вредными и опасными производственными факторами наблюдается определенная взаимосвязь. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует появлению опасных факторов. Например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

Все опасные и вредные факторы производственной среды в соот­ветствии с ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на группы физических, хи­мических, биологических и психофизиологических факторов .

Физические факторы - электрический ток; кинетическая энер­гия движущихся машин и оборудования или их частей, перемещаемых грузов, отлетающие частицы обрабатываемого материала; повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повы­шенное давление паров или газов в сосудах, высокая влажность и скорость движения воздуха; недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточная освещен­ность, повышенная яркость света и пульсация светового потока; электромагнитные поля, различные излучения - ионизирующие, тепловые, электромагнитные, инфракрасные и др.

Химические факторы представляют собой вредные и опасные для орга­низма человека вещества в различных состояниях. По характеру действия на организм человека они подразделяются на следующие подгруппы: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца и др., токсичные пыли. К этой группе относятся агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ними.

Биологические факторы - это воздействия на человека раз­личных микроорганизмов, а также растений и животных. К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы грибы, простейшие, продукты их жизнедеятельности и др.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

Психофизиологические факторы - физические (статические и динамические) и эмоциональ­ные перегрузки, умственное перенапряжение, перенапряжение органов слуха, зрения; монотонность труда.