Способы защиты прав налогоплательщиков. Административный порядок защиты прав налогоплательщиков Принятие решения по жалобе уфнс

"Налоговый вестник", 2010, N 8

Вопрос защиты прав налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами неизменно вызывает интерес в обществе. Нормы налогового законодательства, регулирующего отношения в сфере налогового контроля, уже неоднократно становились предметом судебного исследования. Практически любой акт высших судебных инстанций по данной тематике становится значимым явлением в юридическом мире. В анализируемом Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.04.2010 N 17413/09 рассматривается вопрос выбора способа защиты нарушенного права налогоплательщика в случае его несогласия с бесспорным списанием с расчетного счета налогов и пеней на основании инкассового поручения.

Как следует из текста Постановления, апелляционная и кассационная инстанции при рассмотрении заявления налогоплательщика пришли к выводу, что его право на обращение в суд с требованием о возврате сумм незаконно взысканных налога, пеней, сбора и штрафа возникает при условии принятия им мер к досудебному урегулированию спора с налоговыми органами.

Президиум ВАС РФ не согласился с такой позицией, указав следующее: в случае возникновения спора относительно возврата излишне взысканных налога, пеней, сбора и штрафа налогоплательщик может самостоятельно выбирать способ защиты своего нарушенного права, и закон не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Данная позиция Президиума ВАС РФ является абсолютно правильной и не противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

С момента принятия в 1998 г. Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах предусматривает следующие способы защиты прав налогоплательщика:

  • защита прав в административном порядке;
  • защита прав в судебном порядке;
  • самозащита.

Защита прав налогоплательщика в административном порядке

Как установлено ст. 138 НК РФ, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

До 1 января 2009 г. законодательство о налогах и сборах не содержало каких-либо ограничений для обращения налогоплательщика в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, и он имел право обратиться в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд за защитой своих прав, равно как и обжаловать решение (действие или бездействие) одновременно и в административном, и в судебном порядке.

С 1 января 2009 г. не все ненормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в суд, минуя стадию досудебного урегулирования спора. Оставляя в стороне дискуссию о нарушении данными поправками в НК РФ права на судебную защиту, предусмотренного ст. 46 Конституции РФ, следует отметить: в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ обязательный досудебный порядок урегулирования спора установлен для следующих видов решений, принимаемых налоговыми органами по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, вышеназванные решения налогового органа могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе, т.к. обращение налогоплательщика в суд с указанным требованием, минуя вышестоящий налоговый орган, в соответствии со ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ будет являться основанием для оставления такого заявления арбитражным судом без рассмотрения.

Из вышесказанного можно сделать вывод: обжалование любых других ненормативных актов налоговых органов, кроме вышеназванных решений, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа в административном порядке не является обязательным. Например , требование об уплате налога, пени, штрафа, вынесенное на основании вышеназванных решений налогового органа, и иные правоприменительные акты, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушаются его права и законные интересы, могут быть обжалованы непосредственно в судебном порядке, минуя вышестоящий налоговый орган.

Данные выводы подтверждаются Президиумом ВАС РФ в анализируемом Постановлении: п. 3 ст. 79 НК РФ "предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов, сборов, пеней и штрафов излишне, то есть неосновательно и незаконно".

Однако налогоплательщики скептически относятся к вышеназванной обязательной досудебной административной процедуре обжалования решений налоговых органов, т.к. сегодня, к сожалению, обращение в вышестоящий налоговый орган или к вышестоящему должностному лицу - неэффективный способ защиты своих прав. Налоговые органы зачастую отказываются изменять решения, явно противоречащие нормам законодательства о налогах и сборах, и налогоплательщику ничего не остается, как обратиться в суд.

Думается, повышению эффективности административного порядка обжалования могло бы способствовать возложение на налоговый орган обязанности возмещать не только государственную пошлину, но и судебные издержки, а также изменение подхода налоговых органов к налоговому контролю: от "запугивания" налогоплательщиков и повышения собираемости налогов любой ценой к адекватному и взвешенному подходу при проведении мероприятий налогового контроля, ведь зачастую "количество" не означает "качество". Такой подход позволил бы существенно снизить нагрузку на суды, вынужденные рассматривать огромное количество налоговых споров, поскольку в условиях современных экономических реалий налогоплательщики все чаще и чаще не готовы "без боя" расставаться со своими денежными средствами и идут в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Защита прав налогоплательщика в судебном порядке

Как уже указывалось, Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, в т.ч. в международные судебные органы.

Данная конституционная гарантия означает, что налогоплательщик имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, а суд обязан рассмотреть заявление и принять законное, справедливое и обоснованное решение.

Положения о судебной защите прав налогоплательщиков закреплены в ст. ст. 138 и 142 НК РФ. Так, в соответствии со ст. 138 акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. А ст. 142 НК РФ уточняет: заявления об обжаловании актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

В суде защиту прав налогоплательщика можно осуществить путем подачи следующих заявлений:

  • о признании недействительным ненормативных правовых актов налогового органа (должностного лица);
  • о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа (должностного лица налогового органа);
  • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта, а также процентов на эти суммы;
  • о возврате из бюджета денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком или налоговым агентом;
  • о зачете излишне взысканных налоговым органом денежных средств в счет предстоящих платежей либо задолженности по налогу, пеням и штрафам;
  • о возмещении убытков, причиненных налогоплательщику или налоговому агенту в результате незаконных действий (бездействия) налогового органа или должностного лица налогового органа;
  • о признании недействующим нормативного правового акта налогового органа (должностного лица), не соответствующего НК РФ или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В качестве особого вида судебного способа защиты прав налогоплательщиков следует рассматривать обращение в Конституционный Суд РФ. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Данное положение Конституции РФ конкретизировано в Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Согласно ст. 96 данного Закона правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица. А в соответствии со ст. 97 данного Закона жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

  • закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
  • закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Юридические лица также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ за защитой нарушенных прав. Данный вывод следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П: организации являются объединениями - юридическими лицами, созданными гражданами для совместной реализации конституционных прав; нарушение прав организаций влечет нарушение прав граждан - учредителей данного юридического лица.

Однако обратиться в Конституционный Суд РФ за защитой своих прав и законных интересов налогоплательщик может только после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле.

Как показывает практика, судебный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков является более эффективным по сравнению с административным, т.к. суд в отличие от налогового органа не является заинтересованным в увеличении показателей собираемости налогов, в стремлении к которым налоговые органы так часто пренебрегают правами и законными интересами налогоплательщиков. Однако данный способ защиты является и более затратным для налогоплательщика по сравнению с административным.

Самозащита

Налоговый кодекс РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21) наделяет налогоплательщика правом на самостоятельную защиту своих прав и законных интересов, однако не определяет, в каких формах и в каком порядке можно реализовать это право, лишь устанавливает, что самозащита допустима путем невыполнения неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам.

Думается, на данном этапе развития налоговой системы Российской Федерации данный способ защиты прав не может быть достаточно эффективным и широко используемым, т.к. его "пассивный" механизм не позволяет адекватно отвечать на "выпады" налоговых органов.

Некоторые исследователи выделяют также в качестве способов защиты прав налогоплательщиков президентский и прокурорский. Однако, думается, в рамках данного анализа нет необходимости останавливаться на столь редко используемых налогоплательщиками на практике способах защиты прав.

Таким образом, проведенный выше анализ позволяет прийти к выводу: из всех доступных и наиболее часто используемых способов защиты прав налогоплательщиков судебный является наиболее эффективным. А анализируемое Постановление Президиума ВАС РФ еще раз доказывает: право налогоплательщика на судебную защиту прав и законных интересов чаще всего не обусловлено обязательной досудебной процедурой.

И.А.Панина

Старший консультант

отдела налогового и юридического

консультирования

КПМГ в России и СНГ

Существуют следующие способы защиты прав налогоплательщиков: обращение к Президенту, административный, судебный, самозащита прав.

Обращение к Президенту: могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.

Административный способ: обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.

Судебный способ: право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод.

Усилилась роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов налогового права.

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщиков принадлежит прокуратуре РФ, которая осуществляет надзор за исполнением действующих на территории России законов, предпринимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение нарушителей к ответственности.

Право на самозащиту: налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.

Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

26. Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке.

Среди способов защиты прав и законных интересов налогоплательщиков основным является судебный. Налогоплательщик может обратиться в суд не прибегая к административной процедуре разрешения споров: согласно ст.13 и 16 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. При этом убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу, подлежат возмещению из бюджетов соответствующих уровней.

Налоговые споры могут рассматриваться судами, разрешающими любые категории дел. Однако, поскольку эти споры весьма специфичны, в судах целесообразно было бы создавать специальные подразделения (например, коллегии в составе арбитражных судов по рассмотрению споров в сфере налогообложения, что рекомендовано Указом Президента РФ от 21.07.95 N 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации").

Указания общего порядка о возможности обращения за судебной защитой содержаться в ст.46 Конституции Российской Федерации, а более конкретные - в нормативных актах, регулирующих права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков. К ним относятся:

    Законы РФ" Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 с последующими изменения и дополнениями, "

    О государственной налоговой службе РСФСР" от 21.03.91,

    Указ Президента РФ от 31.12.92г..

К спорам по актам, подведомственным арбитражному суду, не относятся акты документальных проверок государственных налоговых инспекций по установлению задолженности бюджетам. Связано это с тем, что акт проверки не является правоустанавливающим и распорядительным документом, он не порождает правовые последствия и подписывается, как правило, не руководителем налоговой службы, а инспектором. В соответствии с законодательством оспаривание такого акта арбитражному суду не подведомственно: его можно обжаловать в административном порядке в вышестоящую налоговую службу.

В соответствии с действующим законодательством в арбитражном порядке оспариваются лишь " акты государственных органов, не соответствующие законодательству и нарушающие охраняемые законом права и интересы предприятий, учреждений и организаций...". К таким актам может быть в данном случае отнесено инкассовое поручение о списании с расчетного счета юридического лица в безакцептном порядке недоимки по налогам за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции (если таковое будет предъявлено до разрешения спора по существу в административном порядке). Арбитражный суд рассматривает также иски налогоплательщиков к органам налоговой полиции, поскольку последние выполняют как функции правоохранительных органов, так и функции государственных налоговых инспекций.

Арбитражный суд рассматривает следующие виды исков налогоплательщиков:

О признании недействительным утвержденного в установленном порядке акта проверки органа налоговой полиции, нарушающего законные права и интересы налогоплательщиков;

Иск о возврате списанных сумм;

Иск о признании недействительным постановления органов налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество.

По общему правилу через судебные органы общей компетенции осуществляется взыскание недоимок по налогам с граждан. Взыскание недоимок по платежам с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия дохода - на имущество этих лиц. Однако до подачи в суд заявления о взыскании недоимок налоговыми органами в соответствии с Положением "О взыскании не внесенных с срок налоговых и неналоговых платежей" должен быть наложен арест на имущество недоимщика, который состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах. Один - для налогового органа, второй вручается недоимщику и третий направляется в суд. Акт подписывается должностным лицом налогового органа, недоимщиком либо совершеннолетним членом его семьи и двумя понятыми, которые обязаны присутствовать при описи имущества. Одновременно с наложением ареста на имущество недоимщика последнему вручается предупреждение о передаче дела в суд, если недоимка в течение десяти дней с момента наложения ареста на имущество не будет погашена. Заявление о взыскании недоимки с граждан оформляется и подается налоговым органам в соответствии со ст.240-244 ГПК РФ в народный суд по месту жительства недоимщика либо по месту нахождения его имущества. Эти дела рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, что предусмотрено ст. 25 ГПК РФ. Суд, установив, что требование о взыскании недоимок является законным, выносит решение о ее взыскании с доходов недоимщика: заработной платы, пенсии, стипендии и т.п. В случае отсутствия у недоимщика заработка производится взыскание описанного имущества по исполнительному листу. Об изъятии имущества государственными налоговыми инспекциями составляется акт в двух экземплярах: один под расписку вручается недоимщику; другой - передается начальнику ГНИ или его заместителю для утверждения. Акт должен быть утвержден в течение трех дней с момента составления, после чего производится реализация изъятого у недоимщика имущества. Реализация осуществляется в порядке, установленном для реализации конфискованного, бесхозного имущества или имущества, перешедшего государству по правам наследования.

На органы внутренних дел возложена обязанность по оказанию практической помощи работникам налоговых органов при производстве ими описи имущества и его изъятия в случаях оказания им противодействия. Граждане, не имеющие статуса предпринимателя, вправе предъявлять в суде самостоятельные или встречные иски к налоговым (финансо- вым) органам о возврате излишне внесенных сумм и о возмещении убытков. Суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в установленном законом порядке. Излишне внесенные суммы налоговых платежей могут быть следствием не только неправомерных действий должностных лиц налоговых органов, но и изменениями источников дохода, новелл в законодательстве и рядом других причин. По желанию налогоплательщика причитающиеся к возврату суммы могут быть зачтены в счет последующих удержаний налога.

Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд.

НК устанавливает, что дела по обжалованию норма­тивных и ненормативных актов налоговых органов, а также действия или бездействия их должностных лиц организациями и индивиду­альными предпринимателями подведомственны арбитражным су­дам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - судам общей юрисдикции.

иск предъявляется по месту нахождения налдго-вого органа, акты, действия или бездействие которого обжалуются. Иски к государственным органам и оргднам местного самоуправле­ния, вытекающие из налоговых правоотношений, предъявляются в арбитражный суд соответствующего субъекта РФ, а не по месту на­хождения органа, принявшего оспариваемое решение.

НК устанавливает важное правило судебного рас­смотрения налоговых споров - принцип определения надлежаще­го ответчика. Согласно ему по делу об обжаловании акта налого­вого органа ответчиком следует привлекать налоговый орган неза­висимо от того, кем именно он подписан - руководителем налогового органа, его заместителем или иным должностным ли­цом. По делу об обжаловании действий или бездействия должно­стных лиц налогового органа ответчиком будет именно то долж­ностное лицо, которое осуществило оспариваемые действия или которое бездействовало.

Согласно п. 5 ст. 79 НК сумма излишне взысканного налоговым органом налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом в течение одного месяца после выне­сения судебного решения. Важной гарантией реальности восстанов­ления нарушенных прав налогоплательщиков является положение о начале течения срока возврата денежных средств - один месяц со дня вынесения, а не вступления в законную силу решения суда. Соответствующие денежные суммы, присужденные к возмещению налогоплательщику, выплачиваются за счет бюджетных средств, что также гарантирует реальность исполнительного производства.

В практике налоговой деятельности часто встречаются случаи наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сбо­ров или задолженности по пеням, причитающихся тому же бюдже­ту, из средств которого подлежат возмещению излишне взысканные налоги и пени. В данной ситуации п. 1 ст. 79 НК предписывает сначала произвести зачет в счет погашения недоимки, а затем воз­вратить налогоплательщику оставшуюся разницу по излишне взы­сканным денежным суммам.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их долж­ностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями произ­водится путем подачи искового заявления в арбитражный суд. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателя­ми, производят судебное обжалование актов на­логовых органов, действий или бездействия их должностных лиц путем пода­чи искового заявления в суд общей юрисдикции. При этом на практике в суды могут направляться исковые заявления со следующими видами исковых требований:

О признании недействительным полностью или в ка­кой-либо части решения налогового органа.

О признании незаконными действий должностного лица налогового органа и об обязании указанного должностного лица прекратить данные действия.

О признании незаконным бездействия должностного лица налогового органа и об обязании его совершить определенные действия (например, произвести зачет суммы переплаты по налогу в счет погашения другогоналогового обязательства того же налогоплательщика);

О возврате из бюджета необоснованно списанных в сумм недоимки;

О возмещении убытков, причиненных неправомерными решениями и действиями налоговых органов.

О защите личных неимущественных прав (чести, достоинства, деловой репутации, права на личную и семейную тайну) физических лиц и возмещении причиненного морального вреда, а также о защите деловой репутации юри­дических лиц;

Об изменении обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении или вынесения по такому делу нового ре­шения.

Такие исковые заявления рассматриваются и разрешаются судом в по­рядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процес­суальным законодательством и иными федеральными законами.

Как указано в НК РФ, всем налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (п. 1 ст. 22 НК РФ). Защита прав налогоплательщиков предполагает возможность их обращения в государственные органы для рассмотрения законности и оценки действий либо бездействия налоговиков по отношению к налогоплательщику.

Основные способы защиты прав налогоплательщиков - это административный и судебный. Рассмотрим их подробнее.

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке

Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в том, что каждый налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговиков ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц, если считает, что его права были нарушены (ст. 137 НК РФ).

Как это происходит на практике? Допустим, вы не согласны с решением контролеров по камеральной или выездной проверке. Тогда вы можете подать жалобу в вышестоящий налоговый орган - управление ФНС по вашему субъекту РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Вообще, решение ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверки вступает в силу по истечении месяца со дня получения его налогоплательщиком (п. 9 ст. 101 НК РФ). Пока решение еще не вступило в силу, на него может быть подана апелляционная жалоба (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). В этом случае вступление в силу решения будет отложено (ст. 101.2 НК РФ). Налоговики не смогут его исполнить, пока не будет принято решение по жалобе.

Если же решение по проверке уже вступило в силу, то на него подается обычная жалоба в течение года со дня, следующего за днем вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Принятие решения по жалобе УФНС

Решение по жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть принято в течение месяца со дня ее получения. Правда, этот срок может быть продлен еще на месяц, если возникла необходимость получения документов или информации от нижестоящего налогового органа, либо если дополнительные документы предоставил сам налогоплательщик (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение по иной жалобе выносится в течение 15 дней со дня ее получения. И по тем же причинам, которые приведены выше, этот срок может быть увеличен на 15 дней (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Кстати, до того, как будет вынесено решение по жалобе, налогоплательщик вправе отозвать ее полностью или в определенной части в любой момент (п. 7 ст. 138 НК РФ).

По итогам рассмотрения жалобы УФНС может (п. 3 ст. 140 НК РФ):

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение налогового органа полностью или в части;
  • отменить решение налогового органа полностью и принять новое решение по делу;
  • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Если УФНС, по мнению налогоплательщика, приняло неправильное решение по жалобе, то он может подать теперь жалобу в ФНС (п. 2 ст. 139 НК РФ) или в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа (п. 4 ст. 138 НК РФ , п. 2 ч. 1 ст. 29 ,

  • Управление превысило свои полномочия;
  • была нарушена процедура принятия решения.
  • 10.Налоговые льготы:понятие налоговых льгот,виды налоговых льгот.
  • 11.Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения.
  • 12.Налоговое право рф: общие положения, предмет,метод система.
  • 14.Нормы налогового права: понятие, особенности, виды норм налогового права.
  • 15.Налоговые правоотношения: понятие, признаки, структура.
  • 16.Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
  • 17.Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей.
  • 18.Банки как субъекты налогового права. Иные участники налоговых отношений.
  • 19.Правовой статус налоговых органов. Их права и обязанности. Обязанности должностных лиц налоговых органов.
  • 1. Налоговые органы вправе:
  • 1. Налоговые органы обязаны:
  • 21.Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Объекты налогообложения. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
  • 23.Изменение срока уплаты налога и сбора: общие условия изменения срока уплаты; обстоятельства исключающие изменение срока уплаты; органы уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты.
  • 24.Порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора. Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления.
  • 2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
  • 25.Требования об уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
  • 26.Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
  • 27.Налоговая декларация: понятие и значение. Формы и виды налогового контроля.
  • 28.Налоговый контроль: понятие и значение. Формы и виды налогового контроля.
  • 29.Учет организаций и физических лиц. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика.
  • 30.Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка.
  • 31.Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов.
  • 32.Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
  • 33.Производство по делу о предусмотренных налоговым кодексом рф налоговых правонарушений.
  • 34.Налоговая тайна. Порядок получения информации, содержащей налоговую тайну.
  • 35.Взаимозависимые лица: общие положения.
  • 36.Общие положения о ценах и налогообложении. Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения.
  • 37. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
  • 38.Контролируемые сделки. Подготовка и предоставление документации в целях налогового контроля.
  • 39.Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
  • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
  • 40. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения: общие положения; стороны соглашения о ценообразовании; порядок заключения соглашения.
  • 42.Формы вины при совершении налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие вину. Налоговые санкции.
  • 43.Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Характеристика налоговых правонарушений.
  • 44.Характеристика иных видов нарушения законодательства о налогах и сборах. Соотношение налоговых правонарушений с административными проступками и преступлениями.
  • 45.Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.
  • 46.Защита прав налогоплательщиков. Право на обжалование. Порядок обжалования.
  • 47.Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней. Последствия подачи жалобы.
  • 48.Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.
  • 49.Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.
  • 50.Современные тенденции совершенствования налоговой системы рф.
  • 52.Правовое положение, функции и полномочия Министерства финансов рф в налоговой сфере.
  • 53.Правовое положение Федеральной налоговой службы и ее органов (структурных подразделений).
  • 54.Анализ действующей налоговой системы, современного налогового законодательства и направления налоговой реформы.
  • 55.Правовое регулирование налога на добавленную стоимость: налогоплательщики и осноные элементы налога.
  • 56.Правовое регулирование акцизов: налогоплательщики, основные элементы налога. Обязанности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза.
  • 57. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц: налогоплательщики, основные элементы налогообложения, особенности налоговых льгот.
  • 58.Правовое регулирование налога на прибыль организаций: налогоплательщики, основные элементы налогообложения, особенности определения доходов и расходов у разных налогоплательщиков.
  • 60.Правовое регулирование водного налога: налогоплательщики, основные элементы налогообложения.
  • 62.Правовое регулирование налога на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, основные элементы налога.
  • 63.Правовое регулирвоание единого сельскохозяйственного налога: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, налоговая декларация.
  • 64.Правовое регулирование упрощенной системы налогообложения: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности уплаты.
  • 66.Праовое регулирование системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции: общие положения, налогоплательщики, особенности уплаты.
  • 67.Правовое регулирование транспортного налога: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности регионального законодательства.
  • 68. Правовое регулирование налога на игорный бизнес: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности регионального законодательства.
  • 69. Правовое регулирование налога на имущество организаций: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности исполнения и уплаты налога.
  • 70. Правовое регулирование земельного налога: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности местного (муниципального) законодательства.
  • 71. Правовое регулирование налога на имущество физических лиц: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности местного (муниципального) законодательства.
  • 72. Правовое регулирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: общие положения, налогоплательщики, основные элементы налога, особенности уплаты.
  • 49.Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

    Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд.

    Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков: 1) признание Конституционным Судом РФ неконституционным законодательного акта полностью или в части; 2) признание судом общей юрисдикции противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению закона субъекта РФ; 3) признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика; 4) отмена арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика; 5) неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону; 6) пресечение действий должностного лица налогового органа или иного государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика; 7) принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются; 8) признание не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового или другого органа на списание в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов за нарушения налогового законодательства с банковского счета налогоплательщика; 9) возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов; 10) взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени; 11) возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц. Одновременно названные способы судебной защиты являются предметами исковых требованийналогоплательщиков.

    50.Современные тенденции совершенствования налоговой системы рф.

    Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Для современной России особо важное значение в создании системы налогообложения рыночного типа имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налогообложения.

    Основу налоговедения как науки определяют положения системы экономических законов: возрастающих издержек и расходов, рыночного равновесия, свободной конкуренции и другие. В плоскости данных концепций особо важен анализ функций, роли налогов при формировании доходов бюджета и воздействии на качественные и количественные параметры воспроизводства.

    Принципы, положенные в основу налоговой системы России. Принципы – основополагающие положения любого процесса и системы, позволяющие характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы. Налоговая система России стала формироваться в ее современном виде в результате принятия Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.). Принятием этого закона хотели положить в основу построения российской налоговой системы два основных принципа: -охват налогами всех хозяйствующих субъектов;

    Однократность обложения одного вида дохода одним и тем же налогом за один и тот же период времени.

    Первый принцип реализуется посредством обязательной регистрации юридических лиц в налоговой инспекции. А второй принцип осуществляется таким построением системы налогов, которая позволяет избежать двойного налогообложения. Но, к сожалению, на практике элементы двойного налогообложения наблюдаются и в скрытой и в явной форме. Современные проблемы и тенденции налогообложения в России Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. Действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности. В настоящее время налоговая система России уже содержит ряд методов и средств, являющихсяприемлемой формой перераспределения средств в условиях рыночных отношений. Вообще характерной чертой новой налоговой системы России становится появление большой группы местных налогов и сборов, предельная ставка которых ограничена законодательством РФ. Местные органы согласно законодательству могут вводить 21 вид налогов, из которых 3 являются общеобязательными (земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и налог на имущество граждан). Остальные 18 устанавливаются (или не устанавливаются) по решению местных органов управления. Если сказать в целом о развитии системы налогообложения в России, то можно указать на следующие свойства, которые ей присущи: -наличие минимальной суммы дохода; -наличие и величина предельной, самой высокой ставки налога, взимаемого с достаточно больших доходов; -налоговое льготы и освобождение от налога определенных категорий граждан и видов доходов; -изменение величины налога в зависимости от величины дохода; -сведение различных видов дохода одного гражданина в единый общий доход. В России установлена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц:

    Первый уровень - это федеральные налоги. Второй уровень - налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Третий уровень - местные налоги. Особенность - правительственные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. Трехуровневая система налогообложения дает возможность каждому органу управления самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, займов и др.

    51.Налоговое администрирование. Структура налоговых органов РФ, их полномочия и функции .

    Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственныморганом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ - это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационнообъединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.

    Налоговые органы РФ - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

    В случаях, предусмотренных законодательством РФ налоговые органы в пределах своей компетенции также осуществляют контроль:

    За правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ:

    за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; -

    за соблюдением валютного законодательства РФ.

    В организационном плане система налоговых органовпредставлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органомисполнительной власти и его территориальными органами.

    За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:

    Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 г,); -

    Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) (с 1999 по 2004 г.); -

    Федеральная налоговая служба (ФНС России) (осень 2004 г. - по настоящее время).

    ФНС России находится в ведении Минфина России (рис. 1).

    В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующие уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

    Вышестоящим налоговым органам дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

    ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти: -

    осуществляющим государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; -

    обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

    Свои функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно и через свои территориальныеорганы.

    Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов.

    Налогоплательщик, являясь собственником своих денежных средств, или владея ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имеет законное право защищать свою частную собственность, если налоговый орган претендует на большую сумму, чем та, которая с точки зрения налогоплательщика предназначена для уплаты налогов.
    Вообще, причин защищать свои интересы от «посягательств» налоговых органов у налогоплательщика довольно много. Вот примерный перечень:
    - признании недействительным решения налогового органа, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан;
    - признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
    - возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговым органом в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства.
    - признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
    - признании недействительным нормативного акта налогового органа;
    - возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
    Возможность защищать свои права предусмотрена для налогоплательщика, в частности, статьей 137 НК РФ:

    «Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействия их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права».

    Существует несколько способов защиты налогоплательщиком своих прав. Среди них следует выделить:

    Административный способ
    - судебный способ
    - способ прокурорского реагирования
    - президентский способ
    - обращение в Конституционный суд
    - защита прав в международных судах
    - самозащита прав
    Административный способ

    Административный способ представляет собой возможность обжаловать ненормативный акт налогового органа, а также его действие или бездействие в вышестоящий налоговый орган, в соответствии с правилами, установленными статьей 138 НК РФ.

    1. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

    Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 настоящего Кодекса.

    2. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями ииндивидуальными предпринимателями

    Производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе оспорить в суде решение налогового органа в части привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения. Об обращении в арбитражный суд и о принятых в связи с этим судебных актах обратившийся участник консолидированной группы налогоплательщиков извещает остальных участников этой группы.

    Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

    3. В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

    В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

    Порядок и сроки обращения в вышестоящую инстанцию нашли свое отражение в статьях 139 и 101.2 Налогового кодекса.
    Обратиться в вышестоящую налоговую фирма можно по средствам письменной жалобы (пункт 1, 3 стать 139 НК РФ). Этот документ может быть «простым» и апелляционным.

    Апелляционный порядок

    Апелляционный порядок обжалования регулируется статьями 101.2 и 139 НК РФ. На решение налоговой о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, до того момента, как это решение вступит в силу, то есть в течение 10 дней, может быть подана апелляционная жалоба. Обращаться с ней надо в тот же орган, который принял решение. И он в течение трех дней должен направить ее в вышестоящую инспекцию со всеми документами.
    По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящая налоговая или вышестоящий чиновник могут, согласно статье 140 НК РФ:
    - оставить решение нижестоящей налоговой без изменений, а жалобу – без удовлетворения
    - отменить или изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять новое решение по существу вопроса
    - отменить решение и прекратить производство по делу

    Простой» порядок

    После вступления решения налоговой в силу, то есть по истечение 10 дней с даты его принятия, жалоба преобразуется в простую, и может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение года (пункт 2 статьи 139 Налогового кодекса).
    Срок подачи такой жалобы составляет три месяца с момента, «когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав» (пункт 2 статьи 139 Налогового кодекса). Разумеется, это не исключает использования указанных выше сроков. То есть если фирма узнала, что ее права нарушены, то в течение трех месяцев она может обратится с жалобой, но только в том случае, если эти три месяца и сам факт обнаружения укладываются в рамки одного года с даты вынесения решения.
    Пункт 2 статьи 140 НК РФ посвящен итогам рассмотрения жалобы и вариантам принятия по ней решения. Итак, по «простой» жалобе вышестоящая налоговая (вышестоящий чиновник) может:
    - оставить жалобу без удовлетворения
    - отменить акт налогового органа
    - отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении
    - изменить решение или вынести новое решение
    - если речь идет о бездействии налоговой целом или одного из чиновников, то вышестоящая налоговая или вышестоящий чиновник могут принять решение по существу, то есть поработать за того, кто бездействует

    На то, чтобы определиться с выводами по жалобе у вышестоящей инстанции есть один месяц со дня ее получения. Конечно, в случае необходимости этот срок может быть продлен. По правилам пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса, «необходимость» может быть только одна – нужны документы от нижестоящей налоговой. И время, которое можно потратить на запрос этих бумаг, тоже определено – не более 15 дней. Так что для того, что бы разобраться в жалобе, у вышестоящего налогового органа есть по - максимому 45 дней. О том, какое решение принято, фирме должны сообщить в течение трех дней в письменной форме. То есть выдают ответ «под роспись» или направляют по почте заказным письмом.
    Здесь необходимо отметить, что в последнее время именно административный порядок защиты прав налогоплательщиков стал одной из ключевых тем обсуждения среди специалистов в области налогообложения. Дело в том, что с 1 января 2009 года в силу вступают поправки к НК РФ. А именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ:

    «Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу».

    Ранее в отношении досудебного обжалования действовала норма п. 1 ст. 138 НК РФ, которая не исключала одновременного обжалования решения в налоговый орган и в суд. Следовательно, налогоплательщик мог пренебречь жалобой в вышестоящий налоговый орган, если считал его неэффективным.
    Необходимо обратить внимание, что указанные изменения в НК РФ относятся только к обжалованию решений налоговых органов, к действиям или бездействию они отношений не имеют. Следовательно, у налогоплательщика по прежнему есть шанс сразу обратиться в суд, не тратя время на жалобу. Например, налоговым органом принято решение об отказе в налоговых вычетах. Можно обжаловать само решение. А можно попробовать оспорить действия налоговой по невозврату или незачету.

    Судебный способ

    После того как досудебная стадия пройдена, или если налоговый спор имеет своим предметом действие или бездействие чиновников, налогоплательщик может переходить к следующей стадии – судебному спору. Данное право предоставлено ему статьями 137 и 138 НК РФ. Выбор «вида» суда в данном случае зависит от «личности» налогоплательщика. Если он юридическое лицо, то обращаться надо в арбитражный суд, если физическое – то в суд общей юрисдикции.
    Итак, начинать применение судебного способа защиты надо с написания заявления в суд.
    Глава 24 АПК посвящена рассмотрению дел «об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».
    В статье 199 АПК изложены требования «к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными».

    Во первых, такое заявление должно соответствовать правилам, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2, 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК. То есть оно должно быть:
    - подано в арбитражный суд в письменной форме
    - должно быть подписано истцом или его представителем
    - в нем должно быть указано название арбитражного суда, в который подается иск
    - в нем должны быть указаны наименование истца, его местонахождение
    - перечень прилагаемых документов
    - истец обязан направить заказным письмом с уведомлением о вручении копии искового заявления всем лицам, участвующим в деле, а также копии прилагаемых документов, в случае их отсутствия
    Во - вторых, это заявление должно содержать следующие сведения:
    - наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемое действие (бездействие)
    - название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действия
    - права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действием (бездействием)
    - законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие)
    - требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
    - к заявлению необходимо приложить документы, указанные в статье 126 АПК. А именно:

    – уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, отсутствуют. То есть надо приложить документ с почты о том, что все эти бумаги вы действительно направляли по всем нужным адресам. Кстати, время отправке ограничено только тем, что оно должно предшествовать или совпадать с временем направления искового заявления в суд.
    – документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении государственной пошлины
    – документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. В данном случае это во первых сам оспариваемый акт, а во вторых, например, документы, подтверждающие ваше право на зачет или возврат, то есть те, которые вы налоговой уже показывали, но действия они не возымели.
    – копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя
    – доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления (например, выписка из приказа о назначении генерального директора)
    – копии Определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска (если оно, конечно, есть)
    документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором. Здесь самое время вспомнить о том, что с 01.01. 2009 года по некоторым спорным вопросам налогоплательщику придется обращаться сначала в вышестоящие налоговые органы, а потом уже в суд. Впрочем, и сейчас на судей производит хорошее впечатление, когда налогоплательщик сначала пытается урегулировать свои сложные взаимоотношения с налоговой самостоятельно, и только потерпев неудачу обращается за помощью к арбитрам.

    Пункт 4 статьи 198 АПК предусматривает трехмесячный срок для обращения с заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в арбитражный суд. Этот срок является процессуальным, соответственно, если он пропущен по уважительной причине, то может быть продлен в соответствии со статьей 117 АПК. Для этого необходимо подать вместе с исковым заявлением ходатайство о восстановлении срока.
    Заявление, в соответствии со статьей 200 АПК, рассматривается судьей единолично, в срок не превышающий двух месяца с момента поступления этого документа в суд, включая время затраченное на подготовку.

    По итогам рассмотрения дела арбитражный суд в соответствии со статьей 201 АПК может:
    - признать оспариваемый акт недействительным или решение незаконным полностью или в части и установить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца
    - признать оспариваемые действия (бездействие) незаконными и установить обязанность соответствующих должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или каким либо иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в установленный судом срок
    - отказать в удовлетворении требований заявителя полностью или в части

    Но, кроме того, что действия (бездействие) или ненормативный акт налоговой надо обжаловать, еще желательно «прекратить безобразие» со стороны чиновников. Для этого надо обратиться в суд с дополнительным заявлением. Для того, чтобы разобраться, что это за заявление, обратимся к главе 8 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) «Обеспечительные меры арбитражного суда».


    Похожая информация.