В какой стране находится обсе. Обсе: структура, задачи и деятельность организации. Основные положения Хельсинкских соглашений

20.03.2024 Интересно

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является крупнейшей региональной организацией, в состав которой входят 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Мандат ОБСЕ охватывает широкий круг вопросов в рамках военно-политического, экономико-экологического и человеческого измерений. Решения в ОБСЕ принимаются на основе консенсуса, все государства-участники имеют одинаковый статус.

Всеобъемлющий подход ОБСЕ к вопросам безопасности и широкий состав участников делают Организацию важным и уникальным международным форумом для политического диалога.

С 30 января 1992 г Республика Беларусь является полноправным членом ОБСЕ. С 1992 года в г.Вене (Австрия) действует .

Для Беларуси участие в ОБСЕ имеет принципиальное значение: ОБСЕ является важной площадкой для доведения позиции и инструментом продвижения внешнеполитических инициатив нашей страны, развития диалога с ключевыми европейскими структурами и США, привлечения международного экспертного содействия.

Беларусь принимает активное участие в процессе выработки и принятия решений и документов ОБСЕ. Участие Беларуси в деятельности Организации осуществляется через работу в рамках Постоянного совета (ПС) ОБСЕ, Форума по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ), Совместной консультативной группы (СКК) и Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН), а также через практическую реализацию принципов и механизмов, заложенных в основополагающих документах ОБСЕ.

Белорусские представители работают в Секретариате, институтах и полевых миссиях ОБСЕ, включая Специальную мониторинговую миссию (СММ) в Украине. С июля 2016 года представитель Беларуси Н.Дрозд возглавляет Офис ОБСЕ в Ашхабаде.

Делегация Национального собрания Республики Беларусь принимает участие в работе Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ. По инициативе Беларуси в 2011-2014 гг. принят ряд резолюций ПА ОБСЕ по тематике борьбы с торговлей людьми, новым и возобновляемым источником энергии, «зеленой» экономике, защите и продвижению социально-экономических прав в регионе ОБСЕ.

26-я ежегодная сессия ПА ОБСЕ впервые прошла в г.Минске с 5 по

9 июля 2017 г. В рамках официального открытия Ассамблеи состоялись встречи Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. с Председателем ПА ОБСЕ К.Муттонен и Действующим председателем ОБСЕ, Федеральным министром по вопросам Европы, интеграции и иностранных дел Австрии С.Курцем.

Практически единогласное одобрение ПА ОБСЕ получила инициированная белорусской делегацией резолюция на тему «Разработка современных и эффективных законодательных, нормативных, административных мер реагирования на появление новых психоактивных веществ».

Республикой Беларусь осуществляется прагматичное и конструктивное взаимодействие с институтами ОБСЕ - Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Представителем по вопросам свободы СМИ, а также Секретариатом ОБСЕ, включая Координатора экономической и экологической деятельности и Спецпредставителя/Координатора ОБСЕ по вопросам борьбы с торговлей людьми.

В 1998-2002 годах в Беларуси действовала Консультативно-наблюдательная группа (КНГ) ОБСЕ, в 2003-2010 годах - Офис ОБСЕ в г.Минске (ООМ). По линии данных структур в Беларуси был реализован ряд значимых проектов международной технической помощи.

В настоящее время развивается прямое сотрудничество Беларуси с Секретариатом и институтами ОБСЕ по реализации совместных проектов.

C 2007 года в Республике Беларусь осуществляется реализация масштабного проекта ОБСЕ-ПРООН «Наращивание потенциала в области управления запасами легкого и стрелкового оружия (ЛСО) и обеспечение их безопасного хранения». Данный проект предусматривает укрепление безопасности хранения ЛСО и совершенствование управления запасами данного вида вооружений на 15 объектах Министерства обороны Беларуси.

В 2012-2014 годах имплементирован первый пилотный «пакет» проектов технической помощи, в который, в частности, вошли проекты по линии военно-политического измерения, пограничного сотрудничества, экологической безопасности, борьбы с насилием в семье и торговлей людьми.

Знаковым внешнеполитическим событием, заложившим хорошую основу для укрепления конструктивного взаимодействия Беларуси и ОБСЕ, стал визит в г.Минск в июне 2015 года Генерального секретаря ОБСЕ Л.Дзанньера (первый с 2006 года) и Директора БДИПЧ ОБСЕ

М.-Г.Линка, в ходе которого состоялись их встречи с Президентом Республики Беларусь, Министром иностранных дел, Министром обороны и руководством Парламента Беларуси.

В рамках визита был согласован второй «пакет» совместных проектов Беларуси и ОБСЕ для реализации в 2015-2017 годах. Генеральным секретарем ОБСЕ и Министром обороны Беларуси был подписан Меморандум о взаимопонимании по совместному проекту по утилизации компонентов жидкого ракетного топлива, ориентировочная стоимость которого - порядка 1,3 млн. евро.

2017 г.) состоялась встреча Министра иностранных дел Беларуси В.Макея с новым Генеральным секретарем ОБСЕ Т.Гремингером, который высоко оценил вклад Беларуси в работу ОБСЕ. Генсек подчеркнул заинтересованность в развитии дальнейшего проектного сотрудничества с Беларусью и проведении совместных мероприятий.

Беларусь традиционно выступает за комплексное реформирование ОБСЕ, балансировку ее деятельности во всех трех измерениях безопасности, трансформацию ОБСЕ в полноценную эффективную международную организацию, действующую в интересах всех государств-участников.

Наша страна активно поддерживает закрепленную в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в урегулировании конфликтов в регионе ее ответственности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств-участников.

История становления. ОБСЕ сложилась в ходе политического процесса, имевшего целью формирование системы европейской безопасности, начатого в 1970-х гг. На всем протяжении своей длительной истории Европа была ареной военного противоборства расположенных в ней государств. Достижение общеевропейских договоренностей по вопросам развития сотрудничества между всеми государствами региона и создание системы общеевропейской безопасности стало возможным благодаря улучшению отношений между Востоком и Западом, получившему название «политика разрядки международной напряженности».

По инициативе ОВД, нашедшей понимание у других европейских стран, а также поддержку США и Канады, было решено провести общеевропейскую конференцию в целях окончательной стабилизации территориальных изменений, произошедших в результате Второй мировой войны. Состоялись три подготовительные встречи: в Хельсинки (3-7 июля 1973 г.) - на уровне министров иностранных дел, в Женеве (18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г.) - с участием делегаций государств-участников и в Хельсинки (30 июля - 1 августа 1975 г.), которая завершилась подписанием главами государств или правительств участвовавших в ней государств Заключительного акта; последняя, третья встреча получила наименование Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание стало самым представительным в истории Европы после Второй мировой войны и имело огромное международное значение. Спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны европейские государства смогли подвести ее политические итоги и заложить фундамент для будущего сотрудничества.

На протяжении последующих 15 лет в рамках хельсинкского процесса общеевропейского сотрудничества проходили различные встречи и переговоры, направленные на реализацию хельсинкских договоренностей. Окончание холодной войны ознаменовалось усилиями по институционализации хельсинкского процесса, завершившимися созданием ОБСЕ.

По своей природе хельсинкский процесс имел политический характер, конференциальная форма организации межгосударственного взаимодействия отвечала достигнутому на тот период уровню отношений между европейскими государствами. Первоначально инициаторы и все участники процесса не ставили задачу создания общеевропейской ММ ПО, что определялось целым рядом военно-политических и иных факторов, определяющих политику заинтересованных государств. После проведения встречи на высшем уровне в Будапеште в 1994 г. общеевропейский политический процесс стал постепенно наполняться юридическим содержанием, свидетельствующим о преобразовании СБСЕ в ММПО.

Основные принципы и цели хельсинкского процесса, природа его учредительного акта. Принятие Заключительного акта СБСЕ преследовало несколько важнейших политических целей, наиболее значительной из которых было окончательное урегулирование всех спорных вопросов политических отношений между европейскими государствами, оставшихся после Второй мировой войны. Особая роль в этом отводилась закреплению международно-правовых основ безопасности и сотрудничества европейских государств, что было сделано в Декларации принципов Хельсинкского акта. Декларация подтвердила важнейшие основополагающие принципы международного права.

В научной литературе отмечается сложный характер Заключительного акта СБСЕ. Его структура свидетельствует о стремлении урегулировать широкий круг взаимоотношений подписавших его государств. Он состоит из преамбулы и пяти разделов, включающих, помимо декларации принципов, регулирующих взаимные отношения государств-участников, комплекс договоренностей, касающихся обеспечения безопасности, разоружения и укрепления мер доверия в Европе, мер по развитию экономического, научно-технического сотрудничества и сотрудничества в экологической и гуманитарных сферах, а также ряд иных тем.

Вопрос о юридическом значении Заключительного акта остается дискуссионным. Некоторые юристы предлагали рассматривать его в качестве международного соглашения, но одновременно не признавали в нем международный договор в том смысле, который придается ему Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Как следствие, они отрицали юридический характер обязательств, вытекающих из акта, признавая за ними лишь моральное или политическое значение. Близкую позицию занимали сторонники признания Хельсинкского акта источником «мягкого права».

Другие специалисты рассматривали Заключительный акт и Парижскую хартию для новой Европы в качестве договоров sui generis. К ним примыкали те, кто, не отрицая политический характер обязательств, содержащихся в акте, подчеркивал уникальный характер этого документа, влияние которого на европейское развитие во много раз превысило значение большинства юридически обязательных договоров.

Вопрос о юридическом характере Заключительного акта не должен затенять его действительно уникальный характер и большое политическое значение как для Европы, так и для международного мира и безопасности в целом. Что же касается определения его юридической формы, то есть основания утверждать: государства-участники сознательно стремились не облекать его в форму международного договора. Так, согласно Заключительному акту он не подлежит регистрации на основании ст. 102 Устава ООН, предусмотренной для международных договоров. Видимо это не случайно, потому что политические обязательства по Заключительному акту пересекаются с компетенцией ООН в вопросе поддержания международного мира и безопасности. В преамбуле Заключительного акта конкретные предложения основной части именуются рекомендациями. Все это позволяет утверждать, что Заключительный акт не является международным договором в общепринятом смысле.

Правовой статус, организационная структура и участие в ОБСЕ. Долгое время СБСЕ представляло собой цикл общеевропейских конференций и встреч, которые нельзя было отнести к какому-либо определенному типу международной организации. Начиная с 1990-х гг. постепенно развивается процесс институционализации СБСЕ и преобразования его в ОБСЕ, который возможно приведет в будущем к формированию международной региональной организации.

Международно-правовую основу деятельности ОБСЕ составляет ряд документов, однако единого уставного (учредительного) акта ОБСЕ до сих пор нет. К уставным документам ОБСЕ можно отнести Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию для новой Европы

  • 1990 г., провозгласившую ОБСЕ региональным органом в смысле гл. VIII Устава ООН. В Хартии определены рамки институтов и структур, в дальнейшем уточнявшиеся на встречах Совета в Берлине в
  • 1991 г., Праге в 1992 г., Стокгольме в 1992 г., Риме в 1993 г., в Хельсинкской декларации 1992 г., Будапештском документе «К подлинному партнерству в новую эру» 1994 г.

С момента подписания Заключительного акта 1975 г. количество членов организации выросло с 35 до 57. Кроме того, с ОБСЕ сотрудничают так называемые ассоциированные государства Средиземноморья: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, а также иные страны, такие как Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия.

В структуре ОБСЕ можно выделить несколько видов органов: основные органы (совещания на высшем уровне, Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по безопасности и сотрудничеству); функциональные органы (Председатель ОБСЕ, тройка, Парламентская ассамблея и т. д.); примыкающие к ОБСЕ органы (Суд по примирению и арбитражу, Совместная консультативная группа и Консультативная комиссия по открытому небу).

Основные органы характеризуются следующим образом.

Совещание глав государств и правительств - высший политический орган ОБСЕ (заседания проводятся по крайней мере один раз каждые два года) - обсуждает наиболее важные общеевропейские проблемы, принимает решения, определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации.

Совет министров иностранных дел - центральный исполнительный и распорядительный орган - проводит заседания регулярно не менее одного раза в год как центральный форум по политическим консультациям и оценке всех вопросов деятельности ОБСЕ, а также по принятию по ним решений. Он принимает все необходимые меры для выполнения всех решений Совещаний глав государств и правительств и для изучения любых подходящих мер для укрепления безопасности и сотрудничества в Европе.

Государства-участники могут созывать заседания министров, отвечающих за иные вопросы, в форме отраслевых Советов.

Постоянный комитет ОБСЕ состоит из представителей государств- членов, еженедельные заседания Комитета проводятся в Вене в целях политических консультаций и выработки политических решений.

Форум по безопасности и сотрудничеству проводит еженедельные встречи в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, касающимся военных аспектов безопасности в зоне деятельности ОБСЕ, в частности мер доверия и безопасности.

Функциональные органы ОБСЕ:

  • 1) высшее должностное лицо - Председатель ОБСЕ. Им является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета;
  • 2) Верховный комиссар по делам национальных меньшинств;
  • 3) Бюро по демократическим институтам и правам человека;
  • 4) представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации;
  • 5) Парламентская ассамблея, созданная в целях развития межпарламентского диалога, который является важным аспектом усилий по развитию демократии в зоне действия ОБСЕ;
  • 6) Секретариат ОБСЕ - расположен в Вене, содействие в его работе оказывает Бюро, находящееся в Праге. Секретариат занимается административным обслуживанием Совета и Комитета, ведет архив документации ОБСЕ. В 2000 г. Секретариат был реорганизован, сейчас он состоит из трех департаментов: Центра по предотвращению конфликтов (ЦПК), включающего отдел по внешним операциям, а также команды экспертов по оказанию помощи и оперативного сотрудничества, департамента по человеческим ресурсам и департамента по управлению и финансам. На основе Парижской хартии также сформировано Бюро по свободным выборам - для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.

Основные направления деятельности ОБСЕ:

  • 1) военно-политические вопросы, включая европейскую безопасность и разоружение, мирное урегулирование споров между европейскими государствами;
  • 2) развитие экономического сотрудничества и сотрудничества в вопросах окружающей среды;
  • 3) действия в сфере человеческого измерения.

Деятельность ОБСЕ по военно-политическим вопросам в целом

способствовала укреплению международно-правовых основ безопасности в Европе. Важнейшим достижением в этой сфере является становление международно-правового режима мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ на основе Положения, касающегося Комиссии по примирению ОБСЕ, Конвенции о примирении и арбитраже в рамках ОБСЕ и Положения о предписанном примирении.

Следующим важным элементом европейской безопасности является формирование системы мер доверия и безопасности, а также ограничения обычных вооружений (подробнее о данном направлении деятельности ОБСЕ см. гл. 24 настоящего учебника).

Цели раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления поручаются операциям по поддержанию мира и миссиям ОБСЕ, мандат которых может включать осуществление широкого круга задач: от посреднических функций при разрешении международных споров до постконфликтного восстановления инфраструктуры принимающего государства.

Вопросы экономического сотрудничества в рамках ОБСЕ с самого начала были неразрывно связаны с проблемами обеспечения защиты окружающей среды. Основные принципы и направления экономического и природоохранного сотрудничества, получившие первоначальное закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., в последующем получили развитие в деятельности ОБСЕ. В частности, была выражена приверженность государств-участников принципам рыночной экономики, предлагалось сосредоточить усилия на оказании всемерной поддержки странам, находящимся на переходном этапе их деятельности по созданию основ цивилизованной рыночной экономики и интегрированию в мировую хозяйственную систему.

Важное направление деятельности ОБСЕ - сотрудничество по человеческому измерению - важный компонент всеобъемлющего подхода к европейской безопасности. В рамках СБСЕ было проведено три конференции по человеческому измерению: Парижская в 1989 г., Копенгагенская в 1990 г. и Московская в 1991 г.

Для развития сотрудничества по правам человека был учрежден институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. В 1997 г. создан пост Специального представителя ОБСЕ по свободе средств информации, который наблюдает за развитием СМИ во всех государствах - участниках ОБСЕ.

Аббревиатура "ОБСЕ " расшифровывается,как "Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе " англ. "OSCE " - "Organization for Security and Co-operation in Europe ". Была создана в Финляндии в городе Хельсинки 1 августа 1975 года.В эту организацию входят 35 стран Европы.

В Хельсинкских соглашениях государства договорились:

  • О соблюдении всеми странами прав и свобод своих граждан.
  • О мирном разрешении спорных вопросов,а так же об уведомлении о крупных передвижениях войск и учениях.
  • О сотрудничестве в области охраны окружающей среды,в науке,в экономике.
  • О нерушимости границ,по итогам второй мировой войны.

ОБСЕ создана,что бы следить за исполнением этих обязательств.

То есть:

  • Следить за экономической и экологической безопасностью на континенте.
  • Защищать права человека.
  • Отслеживать нарушения на выборах.
  • Стараться предотвратить конфликты между странами.
  • Следить за распространением вооружений и вооруженных сил.

Основными институтами ОБСЕ являются:

  • Постоянный совет каждую неделю собирается в Вене под руководством председателя,которого выбирают на год.
  • Бюро по правам человека и демократическим институтам расположена в Варшаве.
  • Верховный комиссар по делам нац меньшинств находится в Гааге.
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности каждую неделю собирается в столице Австрии.
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ проводит встречу раз в год в первые десять дней июля.
  • Проводится саммит глав правительств и государств стран ОБСЕ.

Официальными языками ОБСЕ считаются: французский, немецкий, русский, испанский, итальянский, английский


В последнее время авторитет этой организации весьма заметно упал.Поскольку уже очевидно,что ОБСЕ не смогла предотвратить не одной войны начиная с конфликтов произошедших после распада СССР и заканчивая самым последним на Украине.
Россия заняла очень жесткую позицию в отношении ОБСЕ и обвиняет ее в двойных стандартах,потворствовании обслуживанию интересов отдельных группировок и государств и не жлании учитывать особенности и реалии отдельных стран.

Стоит вспомнить о весьма спорной резолюции "дело Сергея Магнитского",а уже в 2014 году объявило,что Россия нарушила основополагающих Хельсинкские принципы в отношениях с Украиной.ОБСЕ наотрез отказалось прислать своих представителей на референдум в Крыму .Считается,что представители этой организации являются нейтральными наблюдателями гражданской войны на Украине.

Сотрудник ОБСЕ об украинских военных юмор видео

ОБСЕ это - аббревиатура, расшифровка которой звучит так: «Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе» (англ. Organization for Security and Co-operation in Europe).
Создана в Хельсинки 1 августа 1975 года главами 35 государств Европы, США и Канады подписанием Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, так называемые Хельсинкские соглашения.

В Акте страны-подписанты договорились

  • О нерушимости границ, сложившихся в Европе по итогу Второй мировой войны
  • О мирном урегулировании спорных вопросов, уведомлении друг друга о военных учениях и крупных передвижениях войск
  • О сотрудничестве в экономике, в науке, в области охраны окружающей среды
  • О соблюдении всеми государствами основных прав и свобод человека

ОБСЕ призвана следить за выполнением этих обязательств,

то есть
- Контролировать распространение вооруженных сил и вооружений
- Предпринимать усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов
- Защищать права человека
- Следить за демократичностью выборного процесса
- Надзирать за экологической и экономической безопасностью на континенте

Её основными институтами являются

  • Постоянный совет под руководством действующего председателя, выбираеиого на год. Совет
  • еженедельно собирается в Вене.
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности, еженедельно собирается в Вене.
  • Управление по делам национальных меньшинств во главе с Верховным комиссаром. Располагается в Гааге
  • Бюро по демократическим институтам и правам человека. Находится в Варшаве.
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ. Собирается на очередную сессию один раз в год в первой декаде июля.
  • Периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ (саммит).
  • Ежегодный совет министров иностранных дел

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский

В последние годы, однако, авторитет ОБСЕ упал. Организация не смогла предотвратить ни одного вооруженного конфликта в Европе, начиная с Балканских войн, заканчивая Украиной. Существуют острые разногласия между ОБСЕ и Россией, которая обвиняет Организацию в «обслуживания интересов отдельных государств и группировок», «двойных стандартах» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». В свою очередь В 2012 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Законность в России: дело Сергея Магницкого», а в 2014 году заявила, что РФ нарушила хельсинкские принципы в рамках своих отношений с Украиной, ОБСЕ отказалась прислать своих уполномоченных на